Считал себя хорошим электриком до тех пор пока знакомый не попросил подключить трехфазный двигатель

Вообще я в электрике шарю довольно неплохо, хотя и не являюсь профессионалом. Просто с детства увлекаюсь электро и радио техникой и радиолюбительством. Могу сам розетку поставить, могу выключатель поменять или люстру повесить. Очень часто знакомые и соседи зовут меня помочь выполнить подобные работы. Не каждый мужчина за такое возьмется. А я не отказываю. Если за работу хозяин предложит тыщонку другую в качестве благодарности, я не против. Иногда удается подрабатывать на небольших промышленных объектах, в сельском хозяйстве. Тут кабель надо проложить, там автомат поменять. Если вдруг что-то в процессе монтажа делается непонятно, я лезу в интернет. 

Мое увлечение электричеством началось еще в детстве, когда я с двоюродным братом залез на заброшенную водокачку на старой ферме. Там мы нашли полуразобранный электрощит. Я тогда извлек из этого щита небольшой электромагнит и сделал из него электрический звонок. Якорь втягивался в катушку и разрывал цепь, электромагнит ослабевал и якорь под действием пружины возвращался в исходное положение, приводя в действие небольшой молоточек, который бил по колоколу. 

Но вот совсем недавно произошел случай, который поставил меня в тупик. Я прошу гуру электриков не судить меня строго.

Все началось с того, что один мой давний приятель попросил подключить двигатель на даче.

Обратите внимание: Газовые плитки для дачи — как выбрать, оформить, подключить.

Им недавно провели трехфазное напряжение и он решил поставить водяной насос, что бы перекачивать воду из речки в баки. Насос был от какого-то старого промышленного оборудования, который приводился двигателем через ременную передачу. 

Мне и раньше случалось подключать двигатель к сети 380 вольт, просили как-то раз на предприятии. Но там все было просто. Открыв крышку двигателя я обнаруживал четыре контакта, которые я присоединял к сети 380 Вольт, и движок работал. 

Но тут меня ждал сюрприз. Контактов под клеммной крышкой было не три, а шесть. На внутренней стороне крышки была приведена схема включения, вернее две схемы. На одной контакты были соединены в виде треугольника, а на другой в виде трехконечной звезды. 

Хорошо хоть контакты имели маркировку - U1, W1 и т. д. 

Может я плохо искал, но в интернете внятных ответов, как подсоединить такой двигатель к сети 380 вольт я не нашел. Было лишь несколько длинных и нудных объяснений о фазном и линейном напряжении. 

Даже такой электрик как я знает, что если померить напряжение между фазами, то получится 380 вольт, это линейное напряжение, а если между нулем и одной из фаз, то 220, это напряжение называется фазным. Вообще зависимость такая: если напряжение между нулем и одной из фаз умножить на квадратный корень из трех, то получится напряжение линейное. Обычно встречаются такие пары фазного и линейных напряжений 127/220, 220/380 и 380/660.

Но как же соединить проводники в двигателе. Пришлось звонить приятелю электрику. То сразу спросил есть ли табличка на двигателе. - посмотри как написано на табличке, так и подключай.

Интересно, посмотрев на табличку я увидел следующее: это означает что если линейное напряжение 220, то обмотки нужно соединять треугольником, а если линейное 380, то обмотки нужно соединять звездой. А вот если на двигателе будет написано 380/660, то так же обмотки соединяем в соответствии с табличкой. Такие двигатели иногда используют для работы в двойном режиме. Это когда, для того чтобы уменьшить пусковой ток, двигатель запускается по схеме звезда, а через тридцать секунд, когда разгонится и наберет обороты, переключается в режим треугольника. 

Но с двигателем насоса у друга на даче все просто, соединил звездой и все заработало нормально. 

Если вам приходилось сталкиваться с подключением двигателей по различным схемам, пишите в комментариях. 

Больше интересных статей здесь: Ремонт.

Источник статьи: Считал себя хорошим электриком до тех пор пока знакомый не попросил подключить трехфазный двигатель.