Появление металлургии на Урале стало прямым следствием реформ Петра Великого, направленных на вестернизацию России. И создание каслинского чугуноплавильного и железоделательного завода - неотъёмлемая часть этого процесса.

История каслинского литья

Буквально с первых же дней работы Каслинский завод стал выпускать железо и чугун для промышленности. Завод оснащался по передовому на тот момент слову техники. Оборудование поставлялось из Англии и Германии. В течение века каслинцы шли к выработке собственного художественного стиля и метода работы, взяв в качестве образца промышленную технологию и ассортимент английского и немецкого литья. Ориентация на Европу была настолько чёткой и устойчивой, что в 1850-ых гг. около трети ассортимента продукции завода составляли предметы, созданные по западноевропейским образцам.

Немало позаимствовали каслинцы и у Берлинской королевской мануфактуры. Особенно так называемое кабинетное литьё, по-другому именуемое кабинетными вещами: это подсвечники и ажурные тарелки. Именно функциональная ориентированность в сочетании с декоративной составляющей сделали каслинское литьё известным по всему миру. Оно не просто способно идеально вписаться в интерьер, оно магически создаёт впечатление того, что его присутствие просто необходимо в художественно-стилевом оформлении помещения.

В рамках традиции русского искусства чугунное каслинское литьё приводят в качестве академического примера историзма - особого художественного стиля. Историзм можно объяснить как стремление промышленника использовать культурные и художественные традиции в целях извлечения прибыли. Иными словам, фабрикант отбирает для массового производства образцы творчества, которые будут максимально рентабельны и прибыльны. Именно на принципе подчинения художника промышленнику строится вся массовая культура. Практичной повседневной вещи нужно придать художественное звучание, стилевое решение, а значит и большую значимость, совместимую с такими понятиями, как "престиж", "красота", "мода". А это всё характеристики, способствующие продаже вещи, вышедшей в тираж.

Заметим, что в Касли художественное чугунное литьё не было главной продукцией никогда. Более того, оно и не доминировало в линейке производимых товаров. В основе своей завод производил промышленный чугун и железо, а также чугунную посуду. А кабинетное литье занимало максимум 0, 25% от общего объёма. Такая ничтожная цифра, как четверть процента, говорит о двух вещах: во-первых, художественное литье немногочисленно, во-вторых, оно имело малый коммерческий потенциал.

Художественное литьё, однако, выпускалось для выполнения одной очень важной функции, а именно для представительства на всероссийских и международных выставках. Мы уже рассказывали про литой чугунный дворец, представленный на Парижской выставке 1900г. , и о том, какое ошеломительное впечатление произвёл русский павильон. Это была своего рода визитная карточка, демонстрирующая высокое качество продукции и мастерство каслинцев. Кабинетное литьё стало отличной рекламой для иностранцев. Как бы сказали сегодня, оно помогло создать устойчивый бренд при помощи ярких и запоминающихся образов.

Ни о каком массовом производстве изделий для интерьера не могло быть и речи. Тем более, что наш чугун стоил дороже иностранного. Это связано с тем, что когда на Западе стали использовать при выплавке чугуна дешёвый коксующийся уголь, у нас по-прежнему использовали более дорогой древесный. Добавьте к этому расходы на само изготовление одной вещи, и получится далеко не маленькая сумма.


Следующее: Большегрузные обрезиненные колёса, их виды и применение Почему нужно использовать стойки и стенды для рекламы

Предыдущее: Картонные коробки, как незаменимая упаковка Как происходит матовка стекол?

Интересное: Мебель из Италии: история и особенности История с волками в деревне: продолжение

ЛАЙКНУТЬ