Видела это здание не раз, но оно меня никогда не вдохновляло. Район Старой Деревни мне не очень нравится, железнодорожный переезд постоянно запружен, народ курсирует туда-сюда, ТЦ «Гулливер» рядом обосновался, суетно. В конце января читаю пост на дружественном сайте «Петербург и не только» о петроглифах на здании Реставрационно-хранительского центра #Эрмитажа и фотографию вижу. Что же это такое, от дома 20 минут, а я ни сном, ни духом.
РХЦ со стороны Заусадебной улицыПриехала пораньше до начала экскурсии, обследовала огромный вестибюль и стала ждать экскурсовода. Здание #РХЦ огромное, передвигались на грузовом лифте площадью около 6 кв. метров. Везде электронные замки, стальные двери и бесконечные помещения без окон.
Вестибюль РХЦ "Старая Деревня"Площадь центра 35 тысяч кв. метров, в основном это реставрационные мастерские и залы хранения, без административного корпуса не обошлось, и через дорогу начали строить еще один корпус, который будет соединен с главным галереей.
Стенд с фотографией макета РХЦ "Старая Деревня",1-я и 2-я очередьЭкскурсия получилась индивидуальная и интересная. Фотографировать нельзя, потому что не все экспонаты, выставленные в залах, видела широкая публика.
Первый зал Восточный встретил дверью усыпальницы Тамерлана из Самарканда, 14 век, высота двери около 3-х метров, украшена тончайшей резьбой и инкрустирована слоновой костью. Помните картину В.В. Верещагина «У дверей мечети» - это та самая дверь. У художника она приукрашена, подлинная же дверь, согретая солнцем, обдуваемая когда-то суховеями, предстает такой, какой ее видел завоеватель. Попала в Петербург лишь потому, что в 19 веке Бухарский эмират был вассальным.
В.В. Верещагин "У дверей мечети". Репродукция с сайта https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_picturesЯ довольно равнодушна к украшениям, но набор наложницы эмира с жемчугом и необработанными рубинами и изумрудами восхитителен своим туманным блеском и нитевидным орнаментом.
Любопытная деталь, ювелирные #украшения выполнены в основном из серебра, считалось, что без кольца даже посуду мыть нельзя. Впервые рассмотрела халаты со сложным швом, напоминающим наш крестик, настенные ковры, которые девочки начинали готовить как свое приданое с 8 лет.
В хранилище фресок и икон запомнилась #икона Параскевы Пятницы. Издалека напомнила мне «Юдифь» Джорджоне, в алых, развивающихся одеждах и с отнюдь не смиренным ликом, на фоне яркой природы.
Ростовые иконы или мерные заказывали семьи при рождении ребенка.
Обратите внимание: Как не сделать ошибку в выборе мебели. Замаскированный брак. Старая - "новая".
Высота иконы соответствовала росту младенца при рождении, на иконе изображался святой - покровитель имени малыша, на обороте указывалась дата рождения. Не всем семьям мерные иконы были по карману.Инсталляция в холле РХЦХранилище костюмов большое помещение, где на первом плане манекены в костюмах, на заднем - огромные комоды, в которых при определенной температуре без доступа света хранятся #платья разных эпох и сословий. Отдельное место занимают #костюмы последнего бала в честь 290-летия дома Романовых. Вдруг прониклась костюмами Юсуповых, Николая II и его супруги….людей нет, одежда осталась и какая одежда!
Марии Федоровне принадлежит идея костюмированного бала в Зимнем дворце. Дамы увлеченно работали над выбранными образами с художниками, и только после того как в эскизе были учтены все пожелания и исторические тонкости. платья начинали шить.
Игральные карты с изображением костюмов бала 1903 года в Зимнем дворцеПосле бала были выпущены игральные карты с изображением костюмов. В конце хранилища представлено несколько платьев Славы Зайцева, запомнилось платье из павлопосадских платков, ярко, интересно и чувствуется широта русской души.
Мебели много и разной, с вытертой обивкой, не тронутой рукой реставраторов и наоборот, поблескивающая новым лаком и атласной обивкой. Туалетные столики из дворца Юсуповых, кресла из Павловска, стулья из зала Зимнего дворца, где часы с павлином; садовая скульптура с пятью малышами-путти, застывшими в едином музыкальном порыве. #Мебель Гамбса не узнать нельзя! В ряд стояло десятка два стульев, сразу вспомнила Кису Воробьянинова и Остапа Бендера.
Один из японских светильников 17 века, доставленных в Зимний дворец для будущего императора Николая II в дарВ конце зала шкаф Петра I в отличном состоянии и огромных размеров, прибывший в Россию из-за моря в разобранном виде. Шкаф собран не был, потолков нужной высоты не нашлось. Его высота более трех метров, на массивных шарообразных ножках, в двери ключ как в крепостных воротах.
И последнее помещение – зал карет. Напротив входа коронационная #карета, заказанная Петром I в Европе во время его путешествия. На изготовление кареты ушло около 5 лет. Карета очень тяжелая, не имеет ступенек и открыть изнутри ее нельзя. В этой карете короновалась Екатерина I и ехала на коронацию сына мать Николая II, Мария Федоровна. Напротив карета изготовленная мастерами Франции для супруги Николая II.
Коронационная карета Екатерины IРядом большие #сани, в которых любила кататься Екатерина Великая, и не просто, а быстро и с большим числом гостей, чтобы снег летел и пассажиры замирали на поворотах.
Сани Екатерины Великой и карета Александры ФедоровныНесколько легких экипажей Николая II и оригинальная круглая карета, в которой господа сидели рядком и неспешно вели беседы.
Императорские экипажиЗалы фондохранилища организованы по принципу открытого хранения, это не традиционная выставка экспонатов. Здесь можно встретить среди мебели скульптуры, модели; рядом с бальным платьем стул, около карет атрибуты тpaypнoй процессии, картины. В РХЦ идет постоянная ротация экспонатов, проводятся лекции и мастер-классы.
Спасибо, что прочитали!
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: Экскурсия в рхц «Старая Деревня», о которой хочется рассказать.