Тонкость игры цвета и света, атмосфера сказки, необычное настроение – такие ощущения возникают у человека в помещении, декорированном натуральным витражом. Даже обыкновенный абажур или маленькая вставка в двери полностью изменяют интерьер, превращая его в фэнтезийную комнату замка Средневековья.
Витражами называются сюжетные либо орнаментальные декоративные композиции, собранные из элементов стёкол или иных подобных материалов со светопропускными свойствами. Кусочки стекла в витражах зачастую разделены между собой металлическими растяжками.
Немного истории
Самые простые витражи и мозаики применялись ещё жителями Древнего Египта, а это – второе тысячелетие до новой эры. Витраж использовали и ранние христиане Древнего Рима (первый век новой эры) для декорирования базилик. Однако по-настоящему витражное искусство расцвело в готическую эпоху: тогда мастера обогатили цветовую гамму витражных стёкол и усложнили сюжеты. Первоначально витражи являлись церковным атрибутом, и лишь позже они постепенно вошли в светский интерьер.
Современный витраж
Ныне техника по производству витражей значительно усовершенствована, расширена цветовая палитра, модернизированы инструменты и методы обработки, увеличен диапазон художественного применения таких многоцветных панно из стекла.
Для того чтобы создать витраж, порой мастеру требуются недели и даже месяцы – это зависит от сложности заказываемой композиции и от опыта специалиста, взявшегося за это дело. К простым узорам относятся таковые, которые состоят из несложных линий, легко разрезаемых по стеклу; к сложным – изображения птиц, зверей, растений. В каждом случае сперва нужно нарисовать эскиз, после – перенести его на бумагу, причём в натуральную величину, затем – подобрать стекло, разрезать его, собрать и скрепить витраж.
Витражные техники
Классический витраж – это набор цветных стёкол, которые вырезаны по тому или иному рисунку и скреплены особым профилем, изготавливаемым из свинца, латуни или меди. Раньше стёклышки скреплялись в свинцовом профиле, ныне, как правило, – в медном или латунном.
Кардинально изменил в конце ХIХ столетия технологию изготовления витражей американский дизайнер-модернист Луис Комфорт Тиффани, предложивший оборачивать стеклянные элементы медной фольгой, спаивать их оловом и покрывать патиной (налётом, образующимся на меди и её сплавах). В итоге витражи стали более изящными и вместе с тем прочнее, а сама техника их производства начала называться именем её изобретателя.
Не менее популярна и так называемая техника фьюзинга, когда различные стёклышки спекаются в одну композицию при высоких температурах в печи. Результатом этого являются витражи, отличающиеся довольно необычными визуальными эффектами.
Перечисленные выше техники в настоящее время используются редко, так как являются очень трудоёмкими и затратными по времени, требующими наличия высокохудожественного вкуса, большой сконцентрированности на работе и полной самоотдачи.
Ещё одна технология, используемая в технологии производства витражей, называется кастинг, или «муранское (венецианское) стекло». В данном случае картины из цветного стекла отливаются посредством металлических форм с рельефными углублениями, определяющими не только силуэт (как в случае фьюзинга), но и объём.
Свойства витражей
Витражи практически вечны – чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на окна готических религиозных сооружений, простоявших многие столетия. Всё, что может произойти, – это повреждение пары-тройки стёкол, которые без труда заменяются новыми (если речь идёт о натуральном изделии). Любой витраж подлежит реставрации – если его восстановлением займётся хороший специалист. Главное, чтобы сама работа была изначально выполнена на надлежащем качественном уровне.
Витражи в помещении способны настроить человека на определённый лад, создать уникальную атмосферу, кардинально изменить окружающее пространство, привнося в него красоту и создав изумительный мир. Окрашиваясь солнечными лучами, цветные стёкла начнут будто оживать, с каждым разом выглядя по-новому. Из-за этого витражи никогда не надоедают и всегда радуют своей неповторимостью – но при условии их гармоничного вписывания в интерьер комнаты.