Гидроаккумулятор необходим для поддержания постоянного давления в водопроводной сети, а также, чтобы обеспечить защиту от гидроударов. Если устройство вышло из строя, большую часть поломок можно исправить своими руками. Для этого необходимо правильно подобрать сменные запчасти.
Основные запчасти для гидроаккумуляторов
Гидравлический аккумулятор – это нержавеющий металлический или пластиковый бак с расположенной внутри мембраной из резины. Она крепится в нижней части корпуса при помощи фланца и разделяет его на два отсека. Если гидроаккумулятор больше 100 литров, обычно требуется дополнительное крепление в верхней части. Для этого используется специальный держатель – ниппель с резьбовым соединением.
С торца накопителя установлен штуцер с ниппелем для нагнетания воздуха. В процессе закачивания воды в гидроаккумулятор происходит расширение диафрагмы, и в результате она сжимает воздух, который находится между ней и стенками бака. Такая конструкция способствует тому, что жидкость находится под постоянным давлением, вследствие чего уменьшается количество включений напорной установки и увеличивается срок ее эксплуатации.
Другие детали, необходимые для нормального функционирования гидробака:
- Гибкий шланг нужен для подсоединения накопительного резервуара к насосной установке.
- Невозвратный клапан устанавливается на всасывающую трубу, которая опускается в колодец либо скважину, чтобы жидкость при закачивании не вытекала обратно в источник.
- Золотник применяется для нагнетания в прибор воздуха. Также с его помощью проверяют давление в воздушной камере.
- Приборы контроля управления позволяют поддерживать постоянный напор в системе водообеспечения. В контрольный блок входят реле давления и манометр. Первое устройство отвечает за включение и остановку двигателя, а второе отслеживает давление воды в системе.
Для удобства подключения во многих гидробаках сейчас используют особую деталь – пятерник или пятивыводной штуцер для гидроаккумулятора. Это особый узел, позволяющий подсоединять все необходимое для автономного водоснабжения.
Пятивыводной элемент называется так, поскольку с его помощью можно собрать воедино пять разных комплектующих: насосное устройство, шланг гидробака, манометр, реле давления и сухого хода. Если какой-то элемент подключать не требуется, используются заглушки. Цены на пятерник из латуни для гидроаккумулятора – в диапазоне 300–400 рублей.
При монтаже прибор становится на специальную подставку. Но небольшое устройство вполне реально подвесить на стене с помощью прочного хомута.
Большинство комплектующих при износе можно заменить. Но иногда гидравлический аккумулятор бывает неразборным, из-за чего не получится поменять мембрану. При ее неисправности замене подлежит весь накопитель. Стоимость подобных приборов меньше.
Критерии выбора
Чаще всего проблемы в работе гидробака связаны с износом мембранной части и гибкой подводки для присоединения гидроаккумулятора к насосу.
Перед покупкой новой диафрагмы нужно удостовериться, что по объему она подходит для накопителя. Мембрана с меньшим, чем расчетный, объемом, гораздо быстрее выйдет из строя. При выборе диафрагмы также требуется обратить внимание на качество резины. Она должна быть плотной, прочной, без следов растрескивания. Мембраны бюджетны по цене – она начинается от 200 рублей.
Что касается подводок, то следует приобретать полимерные и несминаемые гибкие армированные изделия. Их стоимость стартует от 500 рублей. Шланг для гидроаккумулятора должен быть такого же сечения что и фланец.
Выбирая реле давления, требуется принимать во внимание особенность конкретной системы водоподачи, в первую очередь характеристик гидравлического бака и напорного оборудования. Стоимость такого прибора – от 350 рублей.
На крепежный фланец, сделанный из нержавеющей стали или пластика, установлен штуцер для подключения к водопроводу с внешней резьбой ½ или ¾ дюйма. Это значение нужно обязательно проверить при приобретении детали, поскольку оно разнится в зависимости от изготовителя. Подобная запчасть стоит от 240 рублей.
Замена деталей
Если произошла поломка, требующая замены комплектующих гидробака, нужно вызывать специалиста либо отнести накопитель на ремонт в сервисный центр. Тем не менее, при желании, отремонтировать гидроаккумулятор можно и самому.
Согласно отзывам владельцев баков, проводивших самостоятельный ремонт, проще всего заменить шланг, манометр и реле давления через пятерник, а из внутренних элементов – мембрану. Перед заменой пришедшей в негодность диафрагмы гидравлического накопителя необходимо сбросить в нем давление. Для этого отключают от электросети, перекрывают подачу жидкости, сливают остатки.
При замене резиновой «груши», порядок действий будет таким:
- Ослабить болты крепления фланцев и снять их.
- Извлечь вышедший из строя элемент через специальное отверстие в нижней части аккумулятора.
- Осмотреть мембрану и оценить масштабы повреждения – есть ли возможность ее ремонта.
- Очистить внутренность накопителя от ржавчины и налета, а фланец – от возможных заусенцев.
- Взять держатель и вставить его в отверстие, расположенное сверху «груши».
- Поместить мембрану в гидробак, и, вкрутив болт в держатель, ввести его в проем, находящийся в дне корпуса.
- Расправить горловину и зафиксировать фланцем, закручивая болты с противоположных сторон.
После сборки прибора в обратной последовательности нужно накачать воздух в гидроаккумулятор. Это позволит накопителю нормально функционировать. Нагнетание выполняется посредством обычного насоса через золотник, который находится на внешней части корпуса.
Если испортился подсоединительный фланец, что иногда бывает из-за качества воды, заменить его тоже не составит труда. Схема действий аналогична замене изношенной диафрагмы, однако не потребуется извлекать грушу и чистить внутренность накопителя. Убедитесь, что протечки образуются из-за самого фланца, а не износа уплотнителя к нему. Возможно, достаточно произвести замену резиновой прокладки, которая стоит копейки.
Правила эксплуатации
Чтобы гидробак нормально функционировал, нельзя его применять:
- в системах с жидкостями, которые по свойствам отличаются от чистой воды;
- в сетях с напором больше предельно допустимого;
- в трубопроводах с температурой жидкости, превышающей нормативные значения.
Строжайше запрещается увеличение показателей рабочего давления больше предельно допустимых значений в воздушном и водном отсеках накопителя, как при эксплуатации, так и при предварительной настройке давления.
В процессе работы прибора могут появиться неисправности. К примеру, частые пуски и остановки насосного оборудования. Причина – низкое давление в воздушной камере гидробака либо разрыв диафрагмы.
Для проверки целостности диафрагмы нужно посредством спички либо тонкой отвертки нажать на золотник. Выход воздуха вместе с водой говорит о разрыве груши. Если воды нет, требуется просто докачать воздух. При отсутствии воздушной подушки диафрагма находится в соприкосновении со стенками корпуса, что приводит к ее повреждению – она протирается. Это, пожалуй, одна из самых частых неисправностей гидробака.
Если возникла тенденция к постоянному снижению давления, нужно проверить аккумулятор на протечки. На места соединений надо нанести мыльный раствор. Далее потребуется поджать болты на фланце либо гайку на ниппеле.
Также в процессе эксплуатации гидробака, чтобы увеличить срок его службы, надо проводить ежемесячную проверку давления пуска и остановки насосного оборудования на соответствие установленным показателям, которые задавались при настройке.
Каждые полгода нужно проверять:
- сам прибор на предмет внешних повреждений, ржавчины, вмятин и протечек;
- давление в воздушной камере, на соответствие установленному показателю посредством автомобильного манометра;
- целостность груши.
При долговременном хранении с гидравлического аккумулятора необходимо слить воду и расположить в сухом помещении. Если же эксплуатационный срок превысил три года, следует выполнить комплексную профилактику. Для этого прибор отсоединяют от водоснабжающей сети и проводят замену мембраны. Также может возникнуть необходимость поменять фланец и ниппель.
Ремонт аккумулятора можно без труда провести самостоятельно. При необходимости смены запчастей лучше приобретать оригинальные детали, поскольку каждый производитель задает свои размеры комплектующих.