Содержание
- История и назначение
- Планировка и разбивка
- Дизайн
- Оформление и украшение
- Мини-варианты
Разбить перед домом палисадник своими руками благодарная задача. Работы и расходов потребуется немного, а кроме красоты для собственного душевного отдохновения вы сможете заявить о себе так, как сочтете нужным, не только визитерам, но и всем прохожим. Палисадник – очень мягкое, благожелательное и культурное, но сильное средство самовыражения. Правила его обустройства и оформления несложны и весьма гибки, но все-таки существуют. О них, и о том, как их использовать, и написана эта статья. А уж просто красоты и самый маленький палисадник даст вдоволь, см. рис.:
История и назначение
Палисадник перед домом – его визитная карточка. Сложилось такое преставление еще в Древнем Риме: палисадники начала систематически разбивать отставные солдаты-легионарии. До того ни одна из великих цивилизаций древности не могла дать своим гражданам должной безопасности.
Палисад изначально – легкое заграждение с часовыми при нем, которое войско разбивало на бивуаке. При внезапном нападении противника палисад задерживал его настолько, чтобы свои успели подняться по тревоге. Римляне ввели устройство палисада на кратковременной стоянке войск в военные уставы как обязательное; до того войска огораживались палисадами от случая к случаю по усмотрению командования.
В легионах служили по 16-25 лет, а при общем тогдашнем укладе жизни до отставки доживали единицы самых храбрых, сообразительных, энергичных и умелых: в мирное время солдаты обязаны были трудиться на постройке дорог, общественных зданий и в легионных мастерских, изготавливая в первую очередь кирпич, а также предметы потребления на продажу местному населению. Каждое изделие непременно метилось клеймом легиона. Часть дохода шла на содержание легиона, а часть делилась между занятыми на данном производстве. Судя по количеству и сохранности археологических находок такого рода, продукция римских военных подсобных предприятий отличалась высочайшим качеством и пользовалась большим спросом.
На дембель дожившие до него легионарии уходили отнюдь не бедными: помимо полного казенного довольствия, рядовой строевой службы получал в день по полновесной серебряной монете – денарию, а к отставке премию в несколько тысяч денариев, да еще и земельный участок. Более чем достаточно, чтобы построиться и начать прибыльное дело.
На гражданке отставные римские ветераны машинально ставили перед домом палисад: уж кто-кто, а военные центурионы умели накрепко вбивать уставы в головы подчиненных. Армия, война и все с ними связанное отставникам давно уж осточертело до глубины печенок. Душа, освободившись от ежедневного страха смерти или сурового наказания (жестокость римской военной дисциплины вошла в историю), тянулась к прекрасному. Между палисадом и местом дислокации по уставу полагался некоторый минимально допустимый промежуток, вот там и начали высаживать декоративные растения: устав этого не запрещал, т.к. обзору окрестностей они не мешают.
Местные и пришлые, завидев дом с палисадником, сразу понимали: этот мужик прошел огонь, воду, медные трубы и сумеет заставить себя уважать, если надо. Но и всегда поможет по-хорошему: чувство товарищеской спайки в легионах утверждалось не только и не столько ферулой (сухой виноградной лозой для сечения провинившихся) и кулаками центурионов: за товарищескую поддержку полагались отличия по службе, а за спасение жизни товарища в бою – почетная награда и к ней 1 или 2 ауреуса либо солида, больших золотых монеты.
Нам из этого необходимо извлечь следующее: палисадник должен располагаться непременно перед домом и должен обозреваться как из него, так и с улицы. Если участок, засаженный цветами и декоративным растениями, отгорожен от дороги высоким глухим забором или отнесен вглубь придомовой территории, это цветник, розарий, декоративный сад, просто уголок отдыха или что-то еще, но не палисадник. Выражение «закрытый палисадник» – катахреза, т.е. бессмыслица.
Исходя из этих соображений, и вырабатываются эстетические концепции палисадников. На свете ведь все взаимосвязано, даже война с красотой. Другой фактор, определяющий, каким быть или не быть палисаднику – технико-экономические и планировочные возможности владельца. Самая что ни на есть отвлеченная эстетика для воплощения в произведение требует производства ряда работ, а в данном случае еще и наличия свободной земельной площади. Со способов организации палисадника на ней и начнем.
Планировка и разбивка
Разбить красивый палисадник можно разными способами. Какими именно, определяет наличие перед домом свободной земли. Как правило, размер участка под палисадник стараются минимизировать, разве что дом – богатая усадьба и придомовая территория продуктивно не используется.
Типичное решение – придомовой палисадник, см. рис. (забор с калиткой в центре отгораживает соседний участок):
Требуемая земельная площадь – любая вплоть до 1-2 кв. м под мини-палисадник. Стиль и дизайн оформления (см. далее) – тоже. Представительность, в зависимости от замысла и мастерства исполнения, от начальной («Я просто хороший человек») до очень высокой.
Если свободный участок перед домом достаточно велик, то гораздо солиднее представит хозяев палисадник-аллея (см. след. рис.):
Его непременная особенность – живой бордюр, отгораживающий прохожую часть от крыльев: газонов, цветников, площадок для отдыха и т.п. Зеленый живой бордюр обязательно должен быть 2-сторонним (поз. 1), а вот цветочный возможен несимметричный, поз. 2. Забегая вперед, сразу же о том, какие растения лучше выбрать для зеленого бордюра, см. след. видео:
Видео: зеленый бордюр для палисадника
А как вырастить живой бордюр и как за ним ухаживать:
Растений, цветущих с весны до осени, нет. Бордюры в палисаднике-аллее нужны достаточной высоты, хотя бы по пояс человеку, а у корней высоких цветов тогда будет просматриваться не очень приглядное пространство; значит, нужно сажать различные растения ярусами. Поэтому хороший цветочный бордюр требует особо тщательного ухода и умения.
Несколько больших начальных затрат, но гораздо более простого ухода потом понадобится на палисадник-галерею, увитую вьющимися растениями, поз. 3 на рис. Его предельный, но очень привлекательный случай – палисадник-арка, поз. 4. Во-первых, под палисадник-арку не требуется отвода придомовой земли. Во-вторых, забор вокруг дома может быть высоким глухим, и вы вполне основательно представитесь, не выставляясь напоказ.
Эстетика не расписывается формулами, но имеет свои достаточно определенные закономерности. Придомовой палисадник даст должную представительность лишь если его дизайн согласован с таковым дома концептуально, см. далее. Повышение представительности палисадника-аллеи достигается тем, что проход с улицы к дому должен быть прямым, а входная дверь располагаться напротив ворот или калитки.
Если эти условия невыполнимы, лучше разбивать модульный, или островной, палисадник, см. еще один рис.:
Зеленый такой отделяется и от прохода к дому, и от дома либо засыпкой свободной площади на собственно палисаднике и полосой газона (слева на рис.), либо зеленым бордюром (в центре). Цветочный – умелым подбором размеров и конфигурации насаждений, их расположением и подбором растений, справа.
Примечание: создание представительного и эстетически выразительного цветочного островного палисадника сложная задача, посильная лишь очень хорошему садовнику-фитодизайнеру.
Особые случаи
Ни в одной области деятельности нет правил без исключений. И оформление палисадника палисадника в этом не исключение.
Напр., вход в дом на поз. 1 на след. рис. боковой и очень удаленный. По дизайну (см. далее), как ни крути, вроде бы ничего хорошего не выходит. Сделали дорожку пошире и располовинили ею палисадник – вполне приемлемо. Тот же прием использован на поз. 2 для того, чтобы не жертвовать газоном и площадкой отдыха перед домом, только палисадник устроен окаймляющим их.
На поз. 3 – еще, похоже, не проверенное на практике дизайнерское решение: палисадник из почвопокровных растений в стиле геометрического минимализма. Может быть очень удачным для северных регионов, где цветы, злаки, деревья и кустарники просто не растут. Своего рода окультуренный кусочек тундры.
На поз. 4 – специфически русское решение (и древнеримское, см. далее): палисадник вне придомовой территории. В российской глубинке кое-где еще живы традиции древнерусской добрососедской общины (мира), в которой хулиганство и вандализм или невозможны, или пресекаются в зародыше. К сожалению, в наше время это вариант мало реальный: помимо прочего морально-этического, ничейной земли тоже почти нигде уже нет.
Дизайн
Доминирующее средство украсить палисадник – живые растения. О некоторых дополнениях к ним мы поговорим далее. Подбор растений для палисадника осуществляется так же, как для клумбы или цветника с учетом наличной земельной площади, см. ролики о подборе растений:
Видео: какие растения выбрать для палисадника
Видео: как разбить красивый цветник для палисадника
Видео: уход за цветущими многолетниками
Мы же далее сосредоточимся на фитодизайне и оформлении палисадника. Как беспорядочные и/или непродуманные насаждения, так и такое же дополнительное оформление сведут на нет все усилия по выбору технического решения и планировке. Условие, определяющее методы дизайна палисадника – его неразрывная эстетическая связь с домом.
Типичные ошибки
То, что по виду дом с палисадником должны быть согласованы, очевидно. К счастью, хорошее живое насаждение красиво само по себе и в общем увязывается со зданием практически любой архитектуры. Ошибки тут возможны лишь изредка и не фатальные.
Напр., дом на поз. 1 рис. – североамериканского колониального стиля. Предки владельцев построились здесь… в 1620 г (закладочный камень на первом плане этого фото!) Красивые, яркие цветы оттягивают акцент на себя не на пользу престижу. Выкрасить дом чуть более темным цветом или цветы посадить чуть бледнее, все было бы OK.
На поз. 2 забор явно высоковат и зрительно тяжеловат для такого палисадника, а пергола концептуально оторвана от дома. Пергола работает на общий эффект только, если сквозь нее вида входная дверь. В данном случае надо бы заборчик пониже, а вместо перголы – арку.
На поз. 3, помимо глухого забора, слева площади голой земли и никак не оформленный колодец довольно-таки уродливого вида. Здание на поз. 4 архитектурного стиля как такового вообще не имеет и никакой низкорослый палисадник с ним не увяжется. Полуподвал жилой, так что кусты или, скажем дельфиниум и люпин в палисадник не пойдут. Но альпийская горка (см. далее) и еще 1-2 дерева между окнами полуподвала вполне могли бы поправить дело; крона правого прикрыла бы и водосточную трубу.
Примеры гармонии
Поскольку геометрия растений и архитектурных форм принципиально различна, основными средствами визуального согласования палисадника и дома будут гармонии цвета и компоновки (пространсвенная). Цветовая гармония не должна основываться на контрастах: их и формах более чем достаточно. Наоборот, цветовые гаммы палисадника и дома должны скрадывать форменный разнобой.
В примере слева на рис. палисадник, во-первых, низкорослый травянистый. Во-вторых, его цветовая гамма достаточно скромна с преобладанием белого. Белый цвет согласуется в любым другим, и поэтому яркие пятна других цветов ничуть не портят общего впечатления.
В центре: перед дизайнером встала достаточно сложная задача согласовать темно-красный цвет кирпича с яркой зеленью. Красный с зеленым вообще считаются трудно совместимыми. Выход оказался прост: поставили на самом виду вазон с большой высокой шток-розой. Весь красно-зеленый контраст сосредоточился на ней, а там уж он вполне естествен. Темная зелень на стене с тоже темным красным кирпичом согласуется вполне и этот фон обеспечивает плавное сглаживание основного контраста, так что и яркая зелень собственно палисадника смотрится на красном безукоризненно.
Справа на рис. дом серый, унылый. Дорожка к нему из бетонных плит – тоже. Вход в дом – дальний боковой. Плавно изогнутый палисадник-бордюр из ярких цветочных подушек доминирует над скукой и указывает, куда идти.
Стили
Стиль художественного или дизайнерского оформления есть набор правил, выведенных из определенной мировоззренческой концепции. Удачные внестилевые решения наподобие приведенных выше также вполне концептуальны: если не понимаешь, что почему тебе нравится и чего ты хочешь, то ничего путного и не получится.На одной и той же концепции может быть основано несколько стилей, но не наоборот: псевдостиль на надерганных из разных концепций кусках превращается в безвкусицу.
Стилистический подход позволяет упростить задачи дизайнерского оформления. Внестилевые решения выше результат или случайной неосознанной находки, или плод долгих тяжких раздумий специалистов. Дизайн палисадника в определенном стиле дает возможность любителю получить результаты не хуже: стиль дает практические рекомендации. Точно так же, как электрик для грамотного монтажа проводки может и не знать, что есть такие штуки, как математическая физика и электродинамика Максвелла.
В приведенной в начале истории палисадника заключается также история возникновения евроамериканских стилей его дизайна, но у них есть и другие истоки; в настоящее время они слились в одно русло. В общем палисадник может быть оформлен в стилях след. направлений (клонов):
- Рустикальном.
- Традиционном русском.
- Восточно-азиатском (китайско-японском).
- Синтетическом азиатском.
- Классическом европейском (римском, английском, французском).
- Синкретическом европейском (средиземноморском).
Рустик
Рустикальный стиль часто называют кантри, что неверно. Кантри – стиль первопоселенцев Дикого Запада Америки, он моложе колониального. А рустикальный стиль восходит к доисторической древности.
Палисадник делают рустикальным, во-первых, грубый некрашеный деревянный забор (слева вверху на рис.) или плетень; в последнем случае композицию завершают подсолнухи (там же в центре). Отлично смотрится рустикальный забор из необработанных березовых жердей (вверху справа), но, к сожалению, на открытом воздухе березовая древесина очень быстро портится. Во-вторых, насаждения в рустикальном палисаднике должны имитировать естественное разнотравье на лугу или лесной поляне.
Настоящий рустик «задизайнить» очень трудно, т.к. первобытные эстетические концепции весьма расплывчаты и точно неизвестны. Скорее получится стилизация под рустик, вполне дозволенный в декоративно-прикладном искусстве прием. Но валить в палисадник старые тележные колеса, бочки и т.п. атрибуты вообще не рустика, а кантри, бессмысленно. Некоторую рустикальность палисаднику придаст, напр., примитивная пергола (внизу слева на рис.): ее прообраз – кумирни языческих идолов. Хотите сильнее выразиться – нечто незапамятно-сказочное, напр. избушка вроде как на курьих ножках, внизу в центре.
Примечание: деревянные колоды назвать рустикальными можно лишь условно – они предполагают достаточно высокую степень развития техники деревообработки, а рустикальный стиль по-настоящему следовало бы называть варварским. Однако применение колод позволяет террасировать палисадник с сохранением прозрачного намека на рустикальность (внизу справа).
Русский палисадник
Происхождение русского палисадника сродни римскому, но интуитивное, а не основанное на военных нормативных документах. История России такова, что русскому миру (в смысле соседской общине) приходилось быть наготове и к обороне, и к походу не хуже римского легиона. Кстати, и слова «палисад», «палисадник» это перевод на русский соотв. иностранных терминов.
Основа русского мира – крестьянская семья. Ее жилье – деревянная изба. Поэтому концепция русского палисадника точно совпадает в таковой деревянного дома, и смотрится русский палисадник как следует только при деревянном доме. Причем старый дом палисадник зрительно омолаживает и облагораживает.
Правил устройства русского палисадника всего 2, да и то не строго обязательных: он должен занимать полосу земли перед домом и быть огорожен низким деревянным штакетным забором. Все остальное – как вам понравится. Не складывается что-то – пройдитесь по окрестностям, приглядитесь. Ошеломляющую гармоничность среднерусской природы отмечали все иностранные путешественники прошлого, а связь русской души с родной природой давно стала общим местом.
Юго-Восточная Азия
Азиатские палисадники происхождения не военного: в Азии регулярный строй войск, воинские уставы и правильная тактика стали известны только с появлением там европейцев. Разбиваются они или по японскому, или по китайскому образцу. Тот и другой нередко путают и специалисты, хотя разницы между ними не меньше, чем между любым из них и европейскими.
Японский
Японский палисадник это по-тамошнему рустикальный. С одной поправкой: в нем выражены доведенные до логического завершения старой японской религии синто. Которая, в свою очередь, есть сплав традиционных языческих верований и дзен-буддизма.
В японском палисаднике (см. рис.) никогда не бывает ярко цветущих или броских пестролистных растений и прямых линий, зато обязательны камни. Весьма т весьма желателен водоем; лучше всего ручеек с мостиком. Растительных ярусов обычно 2: низкорослый простых форм (почвопокровные, подушковидные) и деревья. Кустарниковый ярус добавляется клочками, если нет водоема. Деревья – вечнозеленые, древовидные папоротники или хвойные. Ни в коем случае не сакура или ярко окрашивающиеся осенью! Они – для садов отдохновения и любования! Дорожки гравийные или песчаные; мощеные – только высококачественным искусственным камнем, достаточно хорошо имитирующим природный.
Разбивка и оформление японского палисадника – большое сложное искусство. За тысячелетия уединенной культурной эволюции японские мировоззренческие и эстетические концепции настолько усложнились, что в самой Японии национальных школ фитодизайна и оформления декоративных насаждений насчитываются десятки, если не сотни. Дать о них хотя бы самое общее представление здесь просто места нет, поэтому посмотрите лучше видео об обустройстве японских палисадников:
Видео: как оформить палисадник в японском стиле
Видео: обустройство на дачном участке японского сада
Примечание: для устройства японского палисадника требуется не менее 2-3 соток земли шириной по фасаду дома от 10 м.
Китайский
Китай – единственная из великих цивилизаций древности, дожившая до наших дней, но палисадники там появились сравнительно поздно, при династии Мин (это уже после изгнания монголов). Марко Поло, приехавший в Китай прим. за 100 лет до того и проживший там почти полжизни, ничего о них не упоминает, а он был человек внимательный, наблюдательный, правдивый и отнюдь не легковерный. Правда, знаменитый венецианец как-то умудрился проглядеть и Великую китайскую стену, так что кто знает. Во всяком случае, первые китайские руководства по устройству палисадников известны не позже минского времени; склонность же китайцев к растениеводству общеизвестна.. И выглядит это вполне закономерно. Хотя при средних и поздних Мин Китай неуклонно деградировал и докатился из передовой мировой державы до захолустья м посмешища, в целом Мин дали Китаю почти 300 лет относительного спокойствия, стабильности и благополучия впервые в его истории.
Китайский палисадник всегда прямая аллея, ведущая к входу в дом, см. рис., пусть и очень короткая, на 2-4 шага. Крылья отгорожены только и только зеленым живым бордюром и засажены чаще всего по-японски (см. выше), но без камней. Цветочные вставки на крыльях и в бордюре допустимы, но не должны доминировать над общим темно-зеленым фоном.
Цветы или броские пестролистные растения выставляются на входе с улицы в вазонах и меняются в зависимости от времени года, отношения владельцев к предполагаемому визитеру (язык цветов в Китае чрезвычайно развит), каких-либо событий в семье и в обществе или просто от настроения хозяина.
В отличие от японского, китайский палисадник может быть сколь угодно компактным, вплоть до мини. Это его свойство оценили голландцы, первыми из европейцев наладившие регулярные контакты и торговлю с Китаем. Голландский городской палисадник (справа на рис.) отличается китайского только низким каменным бордюром вместо живого: в Нидердандах-то очень тесно.
О фальшивой Азии
Азиатские эстетические концепции, как известно, сильно отличаются от европейских. Об этих отличиях написаны тонны только строго научных трудов, и вопрос далеко еще не исследован до конца. По нашей теме кое-что определено уже однозначно. А именно – стилизация азиатских палисадников невозможна, настолько сказывается долгое развитие азиатских цивилизаций в изоляции. Поэтому «азиатский» палисадник, который вы видите на рис. это, простите, фикус знает что и на пальме бантик.
Кроме совершенно недопустимого смешения китайских и японских приемов наружного дизайна, ни один истинно верующий буддист не поставит в палисаднике скульптурное изображение бодисатвы. Ему место только в храме, на освященной общественной или государственной земле либо в домашнем алтаре. Если сравнивать с христианством, то такой палисадник все равно что икона вдрызг пьяного Христа со стаканом водки вместо креста и благословляющего соленым огурцом вместо щепоти.
Евроазия
Исследовавшие Восток европейские художники и декораторы оказались умнее и переработали творческие восточные приемы согласно своим концепциям. Для палисадников и вообще фитодизайна больше всего взяли от Японии, т.к. китайский палисадник и так близок к французскому, см. далее.
Для успешного «перевода» с растительного азиатского языка на европейский понадобилось в общем немного: кустарниковый ярус и древесный полного роста оттеснить на края насаждения или, лучше, к стене дома. Это позволило (см. рис.):
- Полностью согласовать палисадник азиатского вида с домом европейской архитетуры;
- Применить прямые дорожки с недорогим мощением, неяркие цветы и линейное насаждение европейского типа – миксбордер;
- Расположить островной палисадник с камнями на газоне. В таком случае на нем вполне уместны и броские декоративные карликовые хвойные. В конце концов зрительно они почти что цветы;
- Использовать в оформлении палисадника четкие строгие каменные конструкции.
Примечание: предельный случай «евроазиатского» подхода в фитодизайну – немецкий городской палисадник, см. рис.:
Вокруг него допустим даже низкий глухой каменный забор (см. далее), что в городе отнюдь не лишне.
От синтетики к синкретике
Евроазиатский палисадник это пока что синтетика. За синтетикой следует синкретика – доработка воспринимающей концепции и разработка на новой основе нового стиля (стилей). Чтобы добраться до синкретики, придется заняться европейским клоном стилей оформления палисадников.
Римский
Прародители европалисадников – древнеримские. Впрочем, не древне: римский стиль дизайна палисадника благополучно дожил до наших дней. Его основа – пергола, сквозь которую виден вход в дом и весь путь к нему, см. рис. ниже.
Именно пергола придает римскому палисаднику представительность. Древние италики верили, что в перголе поселяются то ли божества какие-то, то ли домашние духи, изгоняющие из пришельца злые помыслы. В сущности пергола это та же восточная кумирня. Верования эти идут еще от этрусков, и уже в Древнем Риме основательно заглохли. Но психологический эффект перголы объясним вполне рационально: пройдя под ней, посетитель неосознанно принимает нравы дома, выказывая тем самым уважение к его хозяевам. Древние объясняли это тем, что местные божки/духи заставляют принесенных остаться за порогом и подождать, когда их владелец выйдет обратно. Попросту: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому пергола может выступать вперед за пределы домовладения (справа на рис.), как и русский наружный палисадник.
Примечание: если в римском палисаднике есть скамья, то ее окружают перголой, чтобы «свои» духи оберегали хозяев на отдыхе.
Французский
Классический, или дворцовый французский палисадник разбивается по правилам французского парка, и от китайского его отличит не всякий специалист. Но есть еще и традиционный французский, или галльский, палисадник.
Основа национального французского палисадника также ведущая к дому аллея. Но крылья его не обязательно регулярны, а главное – обильны яркими пестрыми грунтовыми цветами, см. рис. Чтобы добиться гармоничности такого палисадника, благодатного климата мало: нужны чисто французские вкус, такт и чувство меры.
Неаполитанский
Развитием французского палисадника явился неаполитанский, приспособленный к более жаркому и сухому климату. Впрочем, палисадники явно неаполитанского типа известны из древних Помпей.
Отличия неаполитанского палисадника от французского обусловлены прежде всего желанием сэкономить на поливе – цветы в вазонах или компактными группами, обширные газоны на крыльях, уменьшающие нагрев почвы. В горной местности уже и аллея не всегда получалась ровной. Посмотрите на рис. Не правда ли, это уже порядком смахивает на евроазию или вовсе на Восток?
Средиземноморский
Имея такой исходный материал, не удивительно, что именно садоводы-декораторы именно средиземноморских стран пришли в конечном итоге к сегодняшней вершине малого садово-паркового искусства – синкретическому стилю палисадника. Он и технически абсолютно пластичен: средиземноморский палисадник можно разбить где угодно как угодно. А эстетически он согласуется со зданием любой архитектуры в любых окружающих условиях.
Родоначальник средиземноморских палисадников – колониальный, вверху слева на рис. От французского от отличается предельно короткой аллеей или фактическим ее отсутствием. Дизайнерам осталось только наложить запрет на порой слишком уж вычурные изгибы контуров японского и евроазиатского палисадников, но сделать их линии описывающимися строгими геометрическими формулами, см. рис., а также отказаться от камней, кроме бордюрных. В этом и проявилась синкретика: в попытках осознать концепции востока пришлось в полной мере использовать западный рационализм и понять, что теперь и на ничтожных клочках земли уже нельзя работать как попало. Это, кстати, намного упростило ручную планировку насаждений на малых площадях. Что было весьма актуально в докомпьютерную эпоху.
Еще один особый случай
Развитие английского стиля палисадника шло, иным, чем русского, но также своеобразным путем. Английский менталитет ближе других европейских к японскому; сад камней для среднего англосакса нечто само собой разумеющееся. Но и рационализм в англичанине силен. Поэтому британцы сразу отказались от кривых в дизайне палисадника, а в чопорную викторианскую эпоху полностью изгнали из него цветы. Так и получился викторианский палисадник, настолько своеобразный, что в рунете более-менее толковой информации по нему не найти: нужно в поиске задавать ключ Victorian front garden и, желательно, переключаться на британские сервера.
Викторианский палисадник, см. рис., во-первых, считается образцом представительности и респекта. Во-вторых, это единственный стиль палисадника, гармонирующий с кованым и даже каменным забором (см. также далее). В-третьих, место травянистых насаждений в викторианском палисаднике могут занимать такие камни, как в японском (вверху в центре на рис.). Достигается это разбивкой насаждений модулями четких геометрических форм. И несмотря на видимую утилитарность, викторианский палисадник способен быть веселым и нарядным, внизу справа.
Оформление и украшение
Поскольку главное в эстетике палисадника гармония растительности с домом, набор средств для его дополнительного оформления довольно-таки ограничен. Напр., беседке и др. МАФам (малым архитектурным формам) торчать на виду между домом и дорогой никак не уместно. Между прочим, называть скульптурные украшения (вазоны, фигуры) МАФами – грубейшая ошибка. Скульптура не архитектура, и наоборот. По большому счету оформить палисадник возможно (нисходя по степени значимости и сложности исполнения) след. предметами:
- Забор.
- Скамья.
- Альпийская горка (альпинарий, рокарий).
- Скульптурные элементы.
- Искусственный водоем или фонтан.
Забор
Вспомним: палисадник – визитная карточка дома. По одному из тонких правил этикета вручать печатную визитную карточку нужно, держа кончиками пальцев за самый уголок. Если взять пальцами, можно закрыть часть текста, т.е. не представиться по всей форме. Если держать в пальцах торчмя, то, простите, вы тычете свое Я в рожу визави. В пушкинскую эпоху такая реминисценция являлась достаточным поводом для вызова на дуэль.
Дизайн
Однако забор для палисадника несет и строго практические функции: он предохраняет насаждения от вытаптывания или поедания животными и, возможно, держит на себе ворота и/или калитку. Эстетически забор прикрывает голую землю у корней растений.
Решение, удовлетворяющее таким условиям, известно давно: это низкий деревянный штакетный заборчик. Но штакет штакету рознь. Плотный высокий ярко раскрашенный резной забор (вверху слева на рис.) не даст палисаднику представиться. Он сделает это сам вместо него, и кто знает, кто что о хозяине подумает. Но точно не то, что он хотел сказать самим палисадником.
Сочетание окраски и плотности забора палисадника вообще важны. Напр., идеальный вроде заборчик вверху в центре слишком плотный и зрительно забивает даже густые яркие цветы. Такой заборчик нужно красить темно-зеленым. Но набьем штакетины на ригеля пореже, посадим снаружи перед забором цветы (вверху справа) – совсем другое дело.
Чисто каменный забор, даже очень-очень стилизованный «под натуру» (внизу слева) не смотрится ни с каким палисадником. Кованый или каменно-металлический, как уже сказано, подходят только викторианскому палисаднику, а при любом другом подавляют эффект от растительности, даже будучи сами изящными и аккуратными, внизу в центре. Если металлический забор палисадника необходим по прочности (скажем, держать ворота), то он должен быть предельно ажурным, внизу справа.
Конструкция
Чтобы сделать штакетный заборчик для палисадника, готовят линейные секции-грядушки из штакетин, набитых на ригеля – поперечины из таких же досок. Некоторые возможные конфигурации грядушек штакетного забора показаны на рис. справа.
Грядушки или прибивают к деревянным столбам, или крепят болтами к монтажным лапам столбов из круглых либо профилированных труб. Металл тогда обязательно нужно выкрасить в темно-зеленый, темно-синий или др. цвет в тон цветами в палисаднике, но тон окраски забора должен быть темнее общего.
Если забор на деревянных столбах не несет дополнительной нагрузки (калитки. Фигур на столбах), то бетонировать столбы не обязательно. Их концы на 15-20 см выше поверхности грунта пропитывают горячим битумом, обсыпают песком, оборачивают рубероидом и вкапывают.
Как сделать заборчик для палисадника традиционным способом, показано слева на рис. Вверху справа – готовая пластиковая грядушка, ее просто вдавливают в грунт. Кроме того, фабричные пластиковые грядушки можно плавно изгибать, что хорошо для ограждения мини-палисадника, см. далее.
Внизу справа – вариант забора для установки на ровный грунт без земляных работ. На вид вообще-то плотноват, но, может быть, его покрасят зеленым. Пятки столбов крепятся к ним через сквозные отверстия Г-образными анкерами из арматуры 12-16 мм длиной 0,6-0,8 м. Не забудьте проверить по план-схеме участка, не проходят ли под забором подземные коммуникации!
Чтобы забор на пятках стоял лет 15 и более на любом грунте, поперечины для пяток и нижние концы столбов до сборки по отдельности пропитываются последовательно след. составами (последующая пропитка после полного высыхания предыдущей):
- 7% раствором борной кислоты в горячей воде или, если столбы не идут под покраску, 10-15% раствором медного купороса;
- Водно-полимерной эмульсией;
- Жидкой высыхающей силиконовой смазкой или также силиконовым средством для восстановления потускневших спойлеров автомобилей.
Примечание: как сделать простой и декоративный заборы для паисадника, см. также видео
Видео: простой забор из штакетника
Видео: декоративный забор своими руками
Видео: 25 идей красивого забора на даче
Скамейка
К скамье в палисаднике требования чисто эстетические и не безусловные: она должна быть или цельнодеревянной, или деревянной на ажурном металлическом каркасе. В викторианском, французском и средиземноморском палисаднике вполне уместна кованая скамья.
Альпинарий
Альпийская горка поможет «вытянуть» дизайн палисадников большинства стилей, если их приходится располагать в неудачном месте. Неуместна она только в русском, китайском и средиземноморском и викторианском палисадниках.
Проще всего построить альпинарий для палисадника набросом камней (слева и вверху справа на рис.). Рокарий из террас, насыпанных в каменные надолбы (внизу справа) компактнее, но требует определенного опыта работ такого рода, иначе террасы поплывут. Как построить альпийскую горку своими руками, см. видео:
Видео: как сделать альпийскую горку для палисадника самому
А примеры дизайнерских решений альпинариев в след. сюжете:
Видео: альпийская горка — примеры и варианты
Фигуры
Повторим еще раз: стержень дизайна палисадника – гармония растительности созданием. Поэтому фигуры-чучела в нем, выделяющиеся высотой (слева на рис.) или насыщенным ненатуральным цветом (в центре) неуместны в любом палисаднике.
Подойдут фигуры небольшие, прим. в рост растениям, и в тон им же. Лучше всего, если декоративное чучело в палисаднике будет соответствовать растительности и по сути, как справа на рис. Лягушки и жабы, как и растения, любят влагу, живут среди растений и полезны им.
Мини-варианты
Бывает, что места под палисадник вроде бы и совсем нет. Или просто тесен двор, или не хочется нарушать уже имеющиеся продуктивные либо декоративные насаждения. Что ж, не беда. Для мини-палисадника место найдется везде.
Если немного свободного места все-таки есть, можно устроить небольшой палисадник из одного модуля в каменном бордюре-ограждении, поз. 1 на рис. Нестилевое, но вполне правомерное решение. На любом подворье найдется хотя бы полквадрата земли под супермини палисадник в ограждении из готовой гибкой грядушки, поз. 2.
Но лучшее решение – мини-палисадник из подручных материалов (автошины и старой бадьи на поз. 3, коряги и негодной керамической посудины на поз. 4 и т.п.) «с изюминкой». Хотя чучело зайца в последнем случае, возможно, и не вполне уместно; на исходном фото не видно, какая там окружающая обстановка. Изюминка – миниатюрный искусственный водоем. Изюминки в изюминке, т.е. двойные акценты, на поз. 3 сортовая водяная лилия (или даже лотос, там толком не видно), а на поз. 4 – фонтанчик. Двойное визуальное акцентирование в палисаднике многократно усиливает его эффекты как эстетический, так и представительский.
- загородный дом
- ландшафтный дизайн
- Строительство своими руками, загородный дом и участок
выйти
Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности сайта.