В пятницу я работал допоздна и плохо выспался. С утра в субботу проснулся с больной головой и температурой, поэтому лёг еще поспать днём. Проснувшись после обеда я увидел СМС о готовности моего интернет-заказа в магазине на м. Новые Черемушки, как раз рядом с Перекрёстком, в который я периодически хожу пешком за продуктами поддерживая здоровый образ жизни с того момента, как я похудел 2 года назад.
Учитывая моё ослабленное состояние я подумал о том, что может быть съездить за заказом на автомобиле, но решил что всё-таки это глупо ехать на автомобиле 4 километра, тем более на улице отличная погода и можно прогуляться, подышать воздухом. Ещё одним вариантом была поездка на электросамокате, но т.к. забираемый товар был достаточно габаритным (хоть и легким) я решил, что его будет неудобно везти на самокате и это не вариант. В общем я взял с собой документы на машину, ключи а также паспорт (обычно я никогда с собой паспорт не беру, но он мог потребоваться т.к. я забирал заказ оплаченный онлайн) и в таком виде вышел из дома, чтобы принять окончательное решение уже на улице.
В итоге выбрал вариант пойти пешком и отправился по кратчайшему пути через дворы, как я обычно хожу по этому маршруту. Поднимаюсь неспеша в крутой подъём в торце дома 4к1 по улице Крупской и тут меня догоняет парень с криком «Стоять!». Я оборачиваюсь, он хватает меня за руку, я её рефлекторно отдёргиваю, парень кричит «Держите его!» и сзади подбегают ещё двое крепко сбитых молодых парней на ходу показывая удостоверения сотрудников полиции (честно говоря я никогда ранее не видел документы сотрудников полиции, не знаю как он должны выглядеть и как проверить подлинность тех документов, которые мне показали мельком на одну секунду — я даже не сообразил куда там смотреть и что надо запоминать). Начинают спрашивать что употреблял, ранее привлекался ли, где закладка и тому подобные странные вопросы. Между собой переговариваются о том, что у него зрачки жесть и надо его вязать.
Дело происходит практически на отшибе, в глухом уголке нашего квартала (ещё из детства 80-90х годов помню, что родители нам не рекомендовали в этом месте гулять) — с одной стороны овраг, с другой стороны гаражи с автосервисом. На меня набрасываются три человека и что-то от меня хотят. Что мне думать: это сотрудники полиции или бандиты? Мне добровольно надо отдать им бумажник и телефон и надеяться, что они ничего не подбросят?
Я впервые в своей жизни сталкиваюсь с такой ситуацией. Мне приходилось за свою жизнь общаться с сотрудниками при исполнении в форме, но никогда подобной агрессии я не встречал. Здесь на меня набросились люди в штатском.
Требуют добровольно выложить всё запрещенное, которого у меня естественно нет, либо они найдут сами. Тон общения очень агрессивный и напряжённый. Спрашивают паспорт, который у меня к счастью был с собой. Пока они смотрят паспорт я сам им пытаюсь рассказать кто я такой, чем занимаюсь, куда иду и зачем. В паспорте они видят прописку в этом же районе, но продолжают мне рассказывать о том, что я приехал сюда грабить квартиры и очень подозрительно шёл, заглядывая в окна.
Я пытаюсь привлечь случайных прохожих, но никто не обращает внимание на то, как трое молодых людей в гражданском окружили человека и держат. В том числе полный игнор от охранника, прогуливающегося по территории находящейся рядом школы. То есть для окружающих эта ситуация является нормальной, судя по всему. Молодые люди требуют показать карманы, я же и так теряюсь почему я должен неизвестным лицам в подворотне отдавать свой телефон, ключи и документы. Воспользоваться телефоном не дают, моментально одергивают когда я пытаюсь поднести руку к карману (за другую руку меня держат).
Я нервничаю, это их ещё больше раззадорило. Прошу позвать понятых для досмотра, они этот запрос игнорируют и достают наручники с желанием их надеть на меня. Кое-как удалось этого избежать (рассказываю что я журналист, предлагаю открыть посмотреть хотя бы блог, но они это не делают), прошу вызвать наряд ППС, я не против действий в рамках закона и конечно же переживаю что у них за удостоверения и можно ли им доверять («Мы же тебе удостоверения показали, тебе что мало?»).
Всё это время я продолжаю пытаться вести диалог рассказывая о себе, чем занимаюсь и куда иду. На каждую мою фразу в ответ получаю стёб, что я вот заглядывал в окна и собирался ограбить квартиру, а ещё украсть фары с машины. И вообще я тут по дворам шарюсь подозрительно (ага, в своём родном районе — у вас в руках мой паспорт с пропиской) и вообще нормальные люди пешком к м. Новые Черемушки не ходят (и идти надо по проспекту). А будешь возникать сейчас тебя в багажник бросим и отвезём в отделение.
Они куда-то позвонили и минут через 15 приехала патрульная машина с двумя сотрудниками (бортовой номер 102 — это единственное, что я запомнил). Один из которых также начал задавать вопросы про зрачки и почему я нервничаю (А чего, вообще рядовая ситуация, трое неизвестных нападают в подворотне и удерживают силой). Понятых естественно не было («Ну это надолго, часов на шесть»), как и какого-либо протокола, второй сотрудник из патрульной машины предложил мне достать все вещи из карманов и тщательно ощупал. Я также ему подробно рассказал о том кто я, чем занимаюсь, куда иду, показал телефон, в том числе смс с уведомлением интернет-магазина, водительское удостоверение, документы на машину, ключи от машины. В общем всё что у меня было с собой с максимально развёрнутыми комментариями. По крайней мере это был сотрудник в форме при исполнении. К тому же мне показалось, что он сам слегка растерялся от моего подробного рассказа (ну да, вряд ли преступники так себя ведут). Разочаровавшись, что ничего не нашли мне отдали паспорт и отпустили.
Это вообще нормально? И как нужно себя вести в такой ситуации, когда на вас фактически нападают неизвестные люди не в форме в подворотне?
Меня ни разу в жизни не задерживали для проверки документов, когда я был пешком. В своём районе я чувствовал себя в безопасности и для меня, например, было нормой ходить за продуктами в соседний квартал в районе полуночи. Возможно в этой истории мне повезло, что дело происходило в светлое время суток и в моём районе. А ведь ночью меня могли прямо там завалить, отобрать мои вещи и что-нибудь подкинуть...