Приходите вы домой и видите, как квартира превратилась в акваторию, а из батареи хлещет вода. Знакомая ситуация? Если потерю своего имущества и ремонта можно как-то пережить, то, как быть с затопленными соседями? Оплачивать им новый интерьер не хочется, поэтому нужно разбираться, кто виноват в утечке, и куда обращаться в подобной ситуации.
На ком лежит ответственность за обслуживание систем отопления?
Эксплуатация общедомового имущества лежит на плечах управленческих организаций в зависимости от их вида. Жилищный кодекс регламентирует следующие способы управления многоквартирными домами (МКД):
- собственниками квартир при заключении договора на управление домом вместе с управляющей компанией или/и на содержание и ремонт МКД с соответствующими организациями;
- товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом.
Отсюда делается вывод, что ответственность за исправность батарей отопления находится в руках обслуживающей организации, при условии, что с ней заключен соответствующий договор.
Причины прорыва батареи отопления
Риск протечки радиаторов существует не зависимо от сезона. Конечно, в летнее время этот не так страшно, тогда как зимой вода в батареях может быть более 60 градусов. В таком случае не только испортится имущество, но есть вероятность получить серьезные термические ожоги. Наиболее часто подобные поломки случаются по следующим причинам:
- старые трубы, которые эксплуатируются уже не один десяток лет;
- неправильный монтаж или использование;
- повреждение во время летних профилактических работ.
Чем быстрее будет установлена причина поломки, тем больше вероятность, что от соседей не будет претензий конкретно к вам.
Устранить протечку необходимо сразу. Во-первых, нужно убрать из комнаты маленьких детей, животных и отключить все электроприборы. В случае, когда течет горячая вода, на батарею набрасывают одеяло. Во-вторых, незамедлительно вызывается аварийная служба. До ее приезда нужно убрать воду, чтобы она не дошла до соседей.
Ответственность коммунальных служб
За потоп в квартире из-за прорвавшегося радиатора чаще всего отвечают именно коммунальщики. После заявки они обязаны как можно раньше прибыть на место аварии, составить акт, в котором указывается объем причиненного ущерба у вас и, если вода дошла ниже, и соседей. В опись включается все, что пострадало в результате потопа: мебель, отделка, электроприборы и т.д. В стоимость компенсации также включается установка новых батарей.
Как часто бывает, управленческие службы пытаются снять с себя ответственность за возмещение ущерба и отказываются от выплат. В таком случае вам необходимо обратиться в суд с доказательствами того, что вашей вины в прорыве нет.
Когда в прорыве батареи виноват владелец квартиры?
Ответственность за потоп и испорченное имущество не всегда лежит на коммунальщиках или управляющей организации. Бывают случаи, что в аварии виноват и сам владелец квартиры. Это происходит тогда, когда вы самостоятельно меняли трубы и радиаторы, но сделали это с нарушениями. Также оплачивать ущерб себе и соседям нужно будет в том случае, если вы не провели своевременную замену испорченной батареи самостоятельно или не воспользовались услугами специалистов. Еще один вариант, когда ответственность ложится на вас, это не допуск уполномоченного лица к системе отопления в момент плановой проверки.
В случае со съемной квартирой, ответственность за прорыв труб лежит не на самом съемщике, а на арендодателе, будь то хозяин жилища или организация по аренде квартир. Поэтому следить за состоянием системы отопления должен полноправный обладатель квартирой, ну а сообщать о текущих поломках, конечно, снимающее лицо.