Многолетники и декоративные злаки дарят саду форму и цвет в теплое время года, но они, постепенно угасая, уходят из композиций

Многолетники и декоративные травы придают саду форму и цвет в теплое время года, но постепенно исчезают из композиций к ноябрю. А чтобы место не выглядело плоским и скучным в межсезонье и зимние месяцы, в оформлении садового пространства должны принимать участие деревья и кустарники. Они способны создать баланс между открытыми и закрытыми пространствами, сделать рукотворный ландшафт более естественным и в любое время года. Мы расскажем, как правильно составить гармоничные и выразительные группы деревьев и кустарников.




посадить рядом кустарники несложно. Создание сбалансированной группы — более интересная задача

Группа кустов деревьев может иметь круговой и односторонний вид, когда она ограничена хотя бы с одной стороны забором или стеной здания. И каждый вид имеет особенности компиляции. В этой статье мы рассмотрим законы построения композиции кругового дисплея и покажем примеры на рисунках.


Первое — определяем идею

В первую очередь необходимо определить идею композиции (стиль, настроение - что вам ближе). Группа общего стиля подразумевает наличие четкой, общей формы кроны. Натуральной композиции чужды вычурность и «правильность» – ей идет легкая небрежность. В подчеркнутом рукотворном саду органично будут смотреться растения с неожиданной окраской листьев, необычной формой кроны (например, привитая плакучая крона, вьющиеся побеги и др.).


Отсутствие идеи в этом случае заметит даже непрофессиональный глаз. Такое ощущение, что разные растения просто воткнуты в свободное пространство

Второе — прорабатываем доступный ассортимент

На следующем этапе необходимо подобрать подборку деревьев и кустарников, соответствующих экологическим условиям участка (свет, влажность, почва). Ведь только при оптимальных условиях растения способны максимально раскрыть свои декоративные свойства. Если нам частично удается изменить влажность и состав почвы в месте посадки, то световой режим остается вне нашего контроля. И это крайне важно и для красивоцветущих кустарников, и для декоративных листьев. Первые могут не цвести в тени, тогда как вторые там изменят окраску: пурпурные листья станут грязно-зелеными, желтые приобретут светло-зеленый оттенок, пестролистные формы будут стремиться к зеленым листьям.


Условия места посадки должны соответствовать требованиям культуры. Например, пестролистные формы лучше сажать в полутени или на солнце

На нашем рынке, объединяющем крупные интернет-магазины, вы найдете большой выбор посадочного материала для реализации идей. Запросить цену и выбрать растения можно в разделах Декоративные кустарники, Лиственные деревья, Хвойные растения, Многолетние растения.



Третье — видовая точка и размеры композиции

Третье, что нам нужно, это рассчитать высоту растений, ширину композиции и расстояние от точки обзора до будущей группы. Точка обзора — это место, с которого вы хотите смотреть на композицию. Это может быть окно беседки, скамья в уголке для отдыха или просто место на участке или тропе, где можно задержаться. Для гармоничного восприятия изображения необходимо, чтобы точка обзора располагалась на расстоянии двух-трех высот от самого высокого элемента композиции (в нашем случае это дерево или куст). Рассчитав высоту самого большого звена композиции, можно определить примерные размеры двух-трех партнеров. На мой взгляд, удобнее всего для этой цели использовать ряды Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... После составления пропорции , можно легко подсчитать, что, например, соседями двухметрового растения должны стать кусты высотой 1,3 м и 0,8 м. Помните, что на этом этапе мы уже учитываем выбранную композиционную идею и «оперируем» растениями из доступного нам ассортимента.



Далее важно определиться с шириной композиции: она не менее важна, чем высота. Укажем его примерно на местности (или на плане на бумаге) следующим образом: от точки обзора откладываем острый угол 30° (или 25-40°) с вершиной в главной точке обзора. Стороны этого угла будут приблизительным ограничением ширины гармонической композиции.


Ширина композиции зависит от расположения стационарной точки обзора - места, с которого вы хотите оценить будущую группу

Четвертое — распределяем роли

Из разрешенного ассортимента выбираем для группы солистов, подчиненных и фоновые растения. Первые должны быть устойчивыми в конкретных условиях внешней среды (зимостойкость, неприхотливость, полное соблюдение светового и влажностного режимов), так как они составляют скелет, основу композиции - и не должны нас подводить, терять свою декоративность или "отходить" "После морозной зимы.

Второй и третий могут быть менее стабильны и имеют право на некоторые капризы. Их выпадение из композиции можно компенсировать посадкой другого растения без ущерба для восприятия композиции.


У растений, составляющих основу группы, нет права на прихоти. Они должны быть стабильно декоративными и устойчивыми к конкретным климатическим условиям

Как дереву или кустарнику стать солистом? Прежде всего, благодаря форме кроны. Среди наиболее интересных форм кроны – колонновидная, плакучая, зонтичная, шаровидная, стелющаяся. Колонна всегда представляет собой четко выраженную доминанту; при его отсутствии будет акцентирована плакучая крона высокого ствола.


Сосны с подстриженными «ножками» — идеальные солисты.

Обратите внимание: Декоративные подушки своими руками.

Но они были посажены хаотичной массой, так что эффект причудливой формы просто стерся

Шаровидные и плакучие формы на невысоком стволе — достойные подчиненные, а стелющиеся или низкорослые подушковидные станут отличным фоном. По сути, роль подчиненных сводится к удачному обрамлению солистов. И мы знаем: ничто так не подчеркивает качества взгляда, как контраст. Крайне важно обыграть контраст форм изящно и без излишней искусственности – стелющаяся форма макушки третьего партнера удачно смягчит дуэт стройной вертикали и геометрического шара.


Примеры гармоничного контраста форм

нарисовать уравновешенную и в то же время контрастную группу – дело тонкое. Стоит только неправильно подчеркнуть солиста, как все рассыпается.


Контраст выражен более грубо из-за повторяющихся форм второго и третьего партнеров акцентного солиста

Акцент может быть выражен и в цвете, но нежелательно сочетать в одной композиции яркие контрасты цвета и формы (темный столбик и желтый шар).


Контраст как по форме, так и по цвету может выглядеть слишком навязчиво

Лучше отдать предпочтение чему-то одному – либо цвету, либо форме кроны. В то же время простые формы уместно окружены зелеными листьями. Такие группы воспринимаются легче.


Группы более гармоничны по цвету и форме - контраст всего в одном знаке

Выбор декоративных форм листьев очень широк, но следует также учитывать восприятие окраски листьев в массе и на расстоянии просмотра с точки обзора. Когда мы удаляемся от растения на 3-4 м, мы уже не замечаем на листьях причудливых пятен, полос, тонких краев - мы видим только более яркую окраску за счет пестрых признаков.

Выбор растений с эффектными листьями широк. Просто посмотрите на это:
  • Древесина с желтыми листьями – подарок дачнику
  • Раскрываем секреты барбариса: самые яркие сорта
  • Краснолистные кустарники для контрастных композиций
  • Серебряный лист древесный - холодная красота для изысканных композиций
  • Миниатюрное совершенство: карликовая листопадная для маленькой дачи
  • Плач лиственных пород дать

Играет роль и форма листовой пластинки – в массе листья создают фактуру кроны. Рябь мелких листьев барбариса, «завиток» клена джинналя и мощная гладь крон липы и вяза — эти «спецэффекты» нужно учитывать и стараться подчеркнуть более простыми партнерами. Чем больше разных фактур в композиции, тем меньше должно быть цветовых пятен, иначе есть риск излишней вариативности.

Если форма крон растений в композиции остается неизменной в течение вегетационного периода, окраска листьев может измениться с момента роспуска до момента осени. Это позволяет расставлять не статичные, а блуждающие акценты, что, возможно, немного усложняет задачу составления группы, но создает удивительное богатство красок и смену образов в течение года.


Осенью некогда зеленые листья бересклета крылатого вспыхивают огненно-алым цветом, при этом форма кроны остается неизменной и поддерживается стрижкой. Это хороший пример блуждающего акцента в композиции

Пятое — составляем календарь декоративности

И вот мы переходим к пятому шагу – декоративному календарю. Как его составить? Период с мая по октябрь желательно разбить на три декады, остальные месяцы можно оставить (но каждый нужно оплачивать отдельно). Итак, в нашем календаре мы должны каждый раз отмечать цвет растения. Учтите даже зимний цвет, который дает кора – обычно это обычный серо-коричневый или белый цвет или светлые оттенки у некоторых древесных кустарников (дерены, ивы).


Побеги дерена украсят сад зимой

Декоративный календарь поможет нам понять, в каком периоде года есть «неисправность», а где заметна чрезмерная изменчивость, а также заметить блуждающие акценты. Как правило, отсутствие окраски наблюдается с ноября по март – здесь на помощь приходят дерены и ивы с их яркой окраской на молодых побегах, а также хвойные с зеленой, серебристой, желтоватой или коричневатой хвоей.

Выбрать наиболее декоративные виды и сорта хвойных помогут материалы:
  • Пикантные секреты: создаем барный сад на нашем сайте
  • Хвойные в саду: посади – и не ошибись с размером
  • Хвойные растения с вертикальной формой кроны
  • Миниатюры хвойных. Карликовые сорта хвойных и особенности их выращивания
  • Плакучие хвойные для дачи
  • Разноцветные хвойные в холодных тонах для дачи

Ранней весной цвет композиции могут добавить луковичные и раннецветущие эфемероиды. Вспомните образы нашей самобытной природы: в природных ассоциациях древесно-кустарниковые растения почти всегда соседствуют с травянистыми. И сад не должен быть исключением, вкрапления многолетников среди деревьев и кустарников добавляют тени и штрихи, делают композицию живой и органичной. Травянистые растения, обладающие достаточно быстрым ростом, также необходимы древесно-кустарниковой композиции для создания необходимого объема, формы и окраски в первые годы жизни группы. Динамика роста древесных растений на самом деле такова, что большинство из них начинают раскрываться во всей красе ближе к 5-10 годам. Кстати, при расчете высоты и ширины группы следует ориентироваться на параметры взрослых растений.

В ассоциации древесных и травянистых растений, конечно, будут преобладать первые, но соотношение между площадями, отведенными под древесную и травянистую растительность, может быть различным.


Шестое — рассчитываем количество растений в группе

А как определить количество древесных растений в группе? На мой взгляд, математические расчеты здесь не особо уместны. Поскольку мы делаем группу (а не матрицу), скорее всего будет достаточно одного крупного растения-солиста (если есть узкая вертикаль, можно использовать три), одного-трех средних (подчиненных) и трех-пяти мелких (фоновых) растения. Но возможны отклонения от этой формулы. Для представления результата можно набросать придуманную композицию на бумаге.


Грамотное сочетание: интересный контраст форм, нюансные оттенки зеленого не выглядят навязчиво, удачно подобрано количество растений

Соотношение площадей должно быть более или менее равномерно распределено. Значительный перевес в сторону крупного или низкорослого партнера может лишить композицию гармонии.


В каждой из этих групп наблюдается явный перевес в сторону одного из участников. Слева - слишком много вертикалей, справа - слишком большой участок стелющихся кустов

Мы изучили основные нюансы, выстраивая сбалансированные древесно-кустарниковые композиции. Поняв их, вам будет легче составить гармоничную группу, и вы сможете спланировать реконструкцию существующих композиций. А какие тонкости создания групп вы используете в своей практике?

На нашем сайте есть и другие статьи о создании садовых композиций и о тех ошибках, которые часто допускают начинающие ландшафтные дизайнеры. Вот некоторые вещи, которые могут вас заинтересовать:
  • Как оформить сад по правилам композиции
  • Немного теории: основные принципы растительной композиции
  • По законам красоты, или секреты удачной ландшафтной композиции
  • Как не переборщить с яркими красками в саду: правильно используем цветовые пятна в композициях
  • Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция
  • Даже ландшафтный дизайнер, или ошибки садовода-любителя

В статье использованы рисунки автора



Светлана П и еще 44

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Многолетники и декоративные злаки дарят саду форму и цвет в теплое время года, но они, постепенно угасая, уходят из композиций.