Те, кто следит за моими путешествиями, помнят мой прошлый рассказ о настоящем хаосе и многочасовых пробках на трассе М4 «Дон» по пути в Крым. Два года назад это было испытание на прочность. В этом году я снова отправился в путь на автомобиле, ожидая худшего, но реальность оказалась совершенно иной.

Неожиданно свободная дорога
В прошлый раз водители часами стояли перед каждым пунктом оплаты платных участков, фактически платя деньги за простои в пробках, а затем ждали своей очереди на паром. Сейчас картина радикально изменилась. Я преодолел пока только 500 км, и, как ни странно, самый сложный участок оказался на МКАД в Москве.

Стоило свернуть на саму трассу М4, движение стало очень свободным. Это поразительный контраст с прошлыми годами. У меня есть несколько предположений, почему поток машин так сократился.

Почему машин стало меньше? Три версии
1. Психологический фактор. Многие автолюбители, пережившие многосуточные пробки в прошлые сезоны, теперь просто боятся ехать в Крым на машине. Горький опыт отбил у них всякое желание повторять этот маршрут.

2. Экономический кризис. Снижение доходов населения напрямую влияет на туристический поток. Людям стало банально не на что отдыхать, особенно с учётом всех сопутствующих дорожных расходов.

3. Погодные условия. Я ехал в пасмурную и дождливую погоду. Как ни странно, для дальних переездов это может быть плюсом: нет слепящего солнца, не жарко в салоне и практически отсутствуют насекомые, которые в ясную погоду буквально усеивают лобовое стекло, вынуждая делать частые остановки для мойки.

Результат налицо: на пунктах оплаты платной дороги очередь не превышала одной-двух машин, что раньше казалось фантастикой. Создалось впечатление, что проезд подорожал, но я могу и ошибаться. Как и в прошлый раз, я расплачивался банковской картой, что очень удобно.



Неприятные сюрпризы и дорожные проблемы
Однако путь не был полностью безоблачным. Встречались участки ремонта, где на стыках старого и нового асфальта оставались острые углы. Длительная езда по таким неровностям может запросто привести к повреждению покрышки.


Также нужно быть бдительным на заправках. На трассе встречаются откровенные подделки под известные сети — например, «ЛАЙКОИЛ» или «ТТК», которые копируют дизайн оригинальных АЗС. А вот с настоящей сетью «ГАЗПРОМ» вышел конфуз: моя их карта лояльности, на которую я копил баллы для оплаты топлива, ни на одной заправке по пути не работала. Кассир на одной из АЗС с юмором посоветовал «засунуть карту обратно в карман» и платить обычными деньгами.

Бытовые неурядицы в пути
Не обошлось и без досадных мелочей. На заправке я пока залил полный бак только один раз. А в «Макдоналдсе», где я взял еду с собой, мне, как это часто бывает, забыли положить один из трёх заказанных салатов, хотя приборы и соусы были в полном комплекте. На трассе, когда уже проехал несколько километров, возвращаться из-за этого не стал, но осадок остался.


Ночлег: дорого, но комфортно
Поскольку я выехал днём, то к вечеру, учитывая дождь и плохую видимость, решил не рисковать и остановиться на ночь в хорошем отеле. За комфортный номер я заплатил 4300 рублей. Для сравнения: многие «клоповники» с запахом табака на самой трассе просят от 5000, так что мой выбор был вполне оправдан.


На этом завершился мой первый день пути. Дорога оказалась куда спокойнее, чем я ожидал, хотя и преподнесла несколько неприятных сюрпризов. А как вы думаете, куда в этом году подевался весь поток отдыхающих, который раньше создавал многокилометровые заторы?