Лет 15 назад я не обращал внимания на венские стулья. Ну стул и стул. И вот однажды мне вместе с должностью достался кабинет, в котором стоял старый поцарапанный венский стул со сколом на ободе сиденья.
В кабинет зашла коллега и увидев стул попросила отдать его ей. Сказала, что отвезёт его на дачу и покрасит зелёной краской. Но я посчитал, что у этого стула должно быть более счастливое будущее и забрал его домой.
К сожалению нет фото, каким он был раньше, но последние 15 лет он выглядит так. А сделал я с ним следующее:
- очистил от старой краски и лака куском стекла;
- зачистил поверхность наждачной бумагой;
- скол залепил смесью клея и опилок и зашкурил;
- покрыл стул морилкой;
- покрыл лаком в несколько слоёв и отшлифовал.
С тех пор в моей коллекции появилось несколько отреставрированных мной венских стульев. Находил я их на улице в плачевном состоянии. Сейчас они выглядят так:
Позже при реставрации стульев я начал использовать декупаж - наклеивание различных аппликаций с последующим закреплением их лаком. Хорошо или плохо получилось судить вам, а мне нравится. Тем более, что этим я занимался впервые.
И напоследок немного интересных фактов из истории венского стула.
Джинсы и венский стул – две вещи, которые появились практически одновременно, в середине XIX века, но не ушли в историю, а остаются актуальными и в наше время.
16 июля 1842 года Михаэль Тонет в Вене получил от Имперско-королевской общей палаты привилегию: «Разрешается гнутье любого - даже самого хрупкого - сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления».
Так как патент был выдан в Вене, стулья, созданные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими.
Наибольшее распространение получили стулья с сиденьями из тиснёной гнутой фанеры, как наиболее экономичные и удобные в эксплуатации. Сиденье изготавливалось путём склеивания нескольких слоёв шпона.
Затем, в специальном прессе, когда клей ещё не успевал окончательно затвердеть, приводилось в необходимую форму. Часто на сиденья наносился тиснёный рисунок.
Венская мебель навсегда вошла в историю на страницах книг и полотнах известных картин, а также на фотографиях и в кинематографе. Венский стул легко найти на картинах Пикассо, Дали, Тулуз-Лотрека, Кустодиева, Репина; а в фильмах с Чарли Чаплиным он даже участвует в драках.
Технология изготовления мебели из гнутой древесины давно перешагнула австрийские границы. Сейчас производством венских стульев занимаются многие европейские страны.
Изделия польских мебельщиков востребованы ещё с советских времён — изрядная доля венских стульев на кухнях наших дедушек и бабушек привезена именно из этой страны. Поляки делают стулья по проверенным технологическим схемам, используя, как и 150 лет назад, массив натурального бука.
Развито изготовление подобной мебели и на отечественных просторах.