Система кайдзен: как организовать рабочее место на крупном производстве?

Успех ряда японских компаний в различных сферах обусловлен рядом факторов, одним из которых является применение системы Кайдзен. Она заключается в постоянном планомерном совершенствовании различных сфер деятельности организации. При этом в данном процессе задействован весь персонал организации: от топ-менеджмента до сотрудников начального уровня и обеспечивающего персонала.

Ключевыми принципами системы Кайдзен являются:

1. Постоянные ежедневные улучшения;

2. Повсеместные улучшения;

3. Улучшения всех и каждого;

4. От небольших последовательных до существенных стратегических улучшений.

Важную роль в системе Кайдзен играет методика организации рабочего пространства 5S или «Пять шагов». Давайте рассмотрим ее подробнее.

Система кайдзен: как организовать рабочее место на крупном производстве?
Успех ряда японских компаний в различных сферах обусловлен рядом факторов, одним из которых является применение системы Кайдзен

Данная методика представляет собой один из методов организации рабочего пространства, предназначенный для создания наиболее комфортных условий труда за счет, прежде всего, поддержания порядка на рабочем месте. Не секрет, что именно порядок и чистота на рабочем месте, а, следовательно, и повышение дисциплинированности сотрудников является одним из ключевых факторов повышения эффективности и производительности труда на любом предприятии, от мини-маркета в районном центре до крупнейшей международной корпорации.

Стоит отметить, что без качественной производственной мебели достичь должного результата при внедрении системы Кайдзен очень сложно. Поэтому, рассматривая этапы методики 5S, мы будем приводить конкретные примеры, как производственная мебель помогает достичь того или иного результата.

Первый этап – сортировка и удаление ненужного (Seiri). Все находящиеся на рабочем месте предметы делятся на нужные и ненужные по определенным критериям, установленным самой организацией. На этом этапе важно установить правила, которые будут общими и распространяться на всех сотрудников организации вне зависимости от их уровня и должностного положения. Именно на этом этапе целесообразнее всего установить новую производственную мебель: верстаки, инструментальные шкафы, инструментальные тележки, так как это позволит дать дополнительную мотивацию к преобразованиям.

Второй этап – самоорганизация, определение места для каждой вещи, поддержание порядка (Seiton). Рабочая зона должна быть четко ограничена и разграничена. Все необходимые для работы предметы должны находиться на своих местах, быть доступными для каждого, кто ими пользуется, а также находиться в исправном состоянии и быть обслуженными (при необходимости). На данном этапе многое зависит от функциональности и удобства производственной мебели. Например, оснащение верстака экраном и ящиками позволит разместить инструмент и материалы таким образом, чтобы не пришлось тратить время на их поиск. Другой пример – грамотный выбор шкафов позволит упорядочить размещение инструментов, деталей, продукции.

Третий этап – соблюдение чистоты и уборка (Seiso). Заключается в регулярной уборке, наведении и поддержании порядка на рабочем месте. Поддерживать порядок позволит как продуманная система хранения в виде различных экранов, ящиков, шкафов (у каждой вещи – свое место), так и изготовление основных элементов производственной мебели из прочных, но при этом легко чистящихся материалов. Отлично, если столешница верстака сделана из оцинкованного металла – с одной стороны, она будет прочной, а с другой – легко очищаться от различного рода загрязнений. Другое интересное решение – когда инструментальная тележка укомплектована резиновым маслостойким ковриком, для очистки которого от загрязнений достаточно просто сполоснуть водой.

Четвертый этап – стандартизация процессов (Seiketsu). Порядок и чистота на рабочих местах поддерживаются за счет регулярного выполнения мероприятий, предусмотренных первыми тремя этапами. Более того, наиболее эффективные решения следует закрепить внутренними документами организации.

Пятый этап – дисциплина и совершенствование процесса (Shitsuke). Данный этап предполагает регулярное проведение мероприятий по поддержанию рабочего места в надлежащем виде, а также совершенствование системы, в частности, поиск и внедрение новых практик, повышающих ее эффективность.

Система кайдзен: как организовать рабочее место на крупном производстве?
Однако полноценное внедрение технологии 5S достаточно затруднительно без качественной производственной мебели

Роль производственной мебели на двух последних этапах – способствовать формированию у сотрудников привычек рационального размещения инструментов и материалов, регулярного наведения порядка, а также проявления рациональной инициативы.

Результатами внедрения системы 5S являются:

  • организация комфортных рабочих мест и улучшение условий труда;
  • повышение безопасности труда;
  • появление дополнительной мотивации для работников, идентифицирующих себя с рабочим местом.

Однако полноценное внедрение технологии 5S достаточно затруднительно без качественной производственной мебели. Например, грамотный выбор шкафов позволит оптимизировать хранение необходимых инструментов и продукции, а также упростить поиск. Другой пример – грамотно подобранные исходя из потребностей организации и работников верстаки позволят как повысить производительность труда и упорядочить размещение необходимого инструмента, так и снизить производственный травматизм.