Опыт авторов передачи о реставрации мебели, победивших в молодежном конкурсе
Фото с награжденияДелимся своим опытом участия и победы в грантовом конкурсе "Росмолодежи", рассказываем, каких ошибок лучше не совершать и как повысить шансы на успех. Статья подготовлена для нашего блога на образовательном портале "Мел". Решили поделиться ею и в "Яндекс.сайте".
Операция «Реставрация»
Все началось с видео, которое мы сняли в нашей мастерской, пока реставрировали несколько антикварных стульев и кресел. Мы выложили ролик на YouTube, и он быстро стал набирать просмотры. Оказалось, видео о реставрации мебели в интернете крайне мало, а интерес к теме есть у многих. К тому же большинство роликов к этой профессии не имеют отношения, они учат не восстанавливать старинные предметы, а портить их. Нам захотелось исправить ситуацию и показать зрителям, что это сложная и кропотливая работа, с множеством тонкостей и подводных камней. А еще она очень интересная и помогает сохранить историю. Так родилась идея передачи «Операция ″Реставрация″ и другие приключения антиквариата».
Мы сняли «пилот» и получили много добрых комментариев. Это придало уверенности, что проект надо развивать. Первый выпуск посвящен реставрации кресла-бержер XIX века, которое принадлежало популяризатору морских экспедиций контр-адмиралу Константину Шопотову. Восстановить памятный предмет нас попросил его внук Роман. В видео мы рассказали о процессе реставрации, истории кресла и его стиле.
Для создания следующих выпусков не хватало оборудования. «Пилот» снимался спонтанно на телефон и старую «зеркалку» Canon 600D. Нужны были хорошая камера и объектив, свет, монопод и еще несколько базовых инструментов для съемок. Мы также мечтали, чтобы реставрация для героев передачи была бесплатной, и заложили в смету проекта эти расходы. Ведь работа трудоемкая, требует много сил и времени, поэтому стоит недешево и не многим по карману.
Где искать финансирование?
Бюджет первых выпусков передачи вылился в миллион рублей. У нас такой суммы, конечно, не было, и мы решили искать финансирование.
Вот несколько вариантов, на которые мы надеялись:
- спонсоры (не очень реалистичен, когда о вашем сайте знает всего пара сотен подписчиков, как было у нас на старте);
- краудфандинг (в нашем случае проект на краудфандинговой платформе «Планета.ру» с треском провалился, не собрав даже 1% от 185 тыс. рублей, которые мы хотели выручить на оборудование);
- грант (со второго захода нам удалось его получить).
Как подать заявку на грант?
У молодежи от 14 до 35 лет в России сегодня масса возможностей получить финансирование на творческую идею. Например, много грантовых конкурсов организует «Росмолодежь». Для участия нужно заполнить заявку, составить подробную смету, приложить свои и документы по проекту. Если проходите предварительный отбор, то следующий этап — очная защита на форуме, в рамках которого проводится конкурс. Но бывают и онлайн-конкурсы без защиты перед жюри.
На что можно получить деньги?
«Росмолодежь» поддерживает:
- развитие студенческих организаций;
- волонтерство;
- профориентацию;
- творчество (в архитектуре, кино, театре, музыке, литературе и т. п.);
- патриотические проекты;
- спорт, ЗОЖ, туризм;
- инициативы по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;
- укрепление семейных ценностей;
- молодежные медиа.
Мы подавали проект в последней номинации. В ней, кстати, на нашем конкурсе, который проходил в рамках форума «Выше крыши 2020» в Петербурге, отобрали всего 3 победителей. А больше всего выигравших было в номинациях «Инициативы творческой молодежи» и «Спорт, ЗОЖ, туризм». Всего из 276 заявок победили 40 проектов.
Сколько можно выиграть?
Победители на «Выше крыши» получили разные суммы, максимально можно было выиграть до 1,5 млн рублей на проект. При этом бывают конкурсы для физлиц и с более внушительными призами — например, до 3 млн.
Важно понимать, что авторы не могут потратить эти деньги себе на зарплату, только на нужды проекта. Например, на оплату необходимых материалов и услуг, аренду помещений или транспортные расходы. За все это в конце придется подробно отчитываться.
Кроме того, вы обязательно должны софинансировать проект. Это могут быть спонсорские деньги или личные ресурсы, например, в виде какого-то оборудования. Четких требований по объему вложений нет, важен сам факт вашего участия.
Какие документы подготовить?
Заявка на конкурс подается через личный кабинет, который вы регистрируете на сайте «Росмолодежи».
В ней указывают:
- название проекта, его сроки и географию, краткое описание;
- информацию о команде и опыте в выбранной области;
- реальные проблемы, которые решает проект;
- аудиторию;
- цели и задачи;
- план реализации;
- количественные и качественные результаты, которые помогут оценить эффективность проекта;
- детальную смету (сколько вам нужно денег и каков ваш вклад);
- планы по информационному сопровождению и дальнейшему развитию;
- партнеров, которые поддержали проект официальными письмами.
К заявке можно приложить дополнительные материалы, которые подтвердят ваши компетенции, важность проекта.
Также потребуется загрузить копии своих документов: паспорта, ИНН, СНИЛС, реквизитов карты для перечисления средств.
На что обратить внимание?
Обязательно прочитайте методические рекомендации по заполнению заявки. Это 20 страниц подробнейших инструкций, в которых есть ответы на большинство вопросов. Также не помешает посмотреть вебинары на YouTube-сайте «Росмолодежи», где жюри конкурса рассказывают об особенностях отбора, на что они обращают внимание, а победители предыдущих конкурсов делятся своими лайфхаками.
Мы участвовали в грантовом конкурсе 2 раза. Первый «блин» 2019 года оказался комом, хотя нам казалось, что наш проект просто обязан победить. Конкурс был заочный, то есть без публичных защит, поэтому после отправки заявки мы просто ждали результатов. Когда объявили победителей, нашего проекта в их числе не оказалось. Конечно, мы очень расстроились, но решили уточнить у организаторов, что же вышло не так. По условиям конкурса любой участник может запросить комментарии к проекту и получить ответ.
Вот что прислали нам примерно через месяц после запроса.
Прочитав комментарии, мы расстроились еще больше. Показалось, что большинство из них необоснованные, а эксперты просто не поняли суть проекта и сделали неправильные выводы.
Наши ошибки, и как мы их исправляли
Через год мы провели работу над ошибками и решили вновь поучаствовать в конкурсе. Окинув проект свежим взглядом, поняли, что комментарии жюри были верными — наша заявка громоздкая, при этом не подкреплена нужной информацией, поэтому сложно оценить важность проекта.
Ошибка № 1 — слишком широкая аудитория
Проект должен быть направлен на молодежь. В первой заявке мы обозначили аудиторию слишком широко — от 15 до 60 лет.
Обратите внимание: Проектирование и сборка гардеробных систем Аристо.
Думали, раз передача культурно-просветительская, выделить узкую возрастную группу невозможно, ведь реставрацией интересуются и молодые, и взрослые. Однако публично на эту тему у нас говорят мало, поэтому ее часто автоматически относят в категорию «для стариков» — неудивительно, что эксперты написали про 40+.На самом деле все не совсем так. По статистике нашего YouTube-сайта, больше всего реставрацией мебели интересуется молодежь в возрасте 25-34 года. Во второй заявке мы исправили ошибку — указали эту аудиторию и прикрепили скриншот с аналитикой.
Ошибка № 2 — размытая проблематика
Проблемы, которые решает проект, должны быть сформулированы очень четко. Сконцентрируйтесь на чем-то одном, не распыляйтесь. Подкрепите проблемы статистикой, научными исследованиями или опросами. И все они должны быть связаны с молодежью. В первой заявке мы опирались только на статистику HeadHunter и Минтруда о дефиците рабочих профессий, с которым мы планировали «бороться» нашей передачей.
Во второй раз мы нашли множество других исследований: об огромном дефиците кадров в реставрации, их старении, отсутствии образовательных учреждений по этому профилю во многих городах страны, дефиците учебной литературы и информации для изучения в интернете. В новой заявке мы кратко изложили эту информацию, привели ссылки и цитаты экспертов.
Ошибка № 3 — неправильная постановка цели
Изначально у проекта было 3 цели. Оказалось, что так делать нельзя. Цель должна быть одна и ставить ее нужно по SMART. В этой аббревиатуре зашифрованы критерии эффективности: Specific (конкретность), Measurable (измеримость), Achievable (достижимость), Relevant (значимость), Time bound (ограниченность во времени).
Да, такая цель, скорее всего, будет длинной, но зато из нее сразу понятно:
- какой продукт/ результат вы получите;
- за какое время;
- какую пользу он принесет молодежи;
- какие проблемы поможет решить.
Вот такая цель в итоге получилась у нас.
Ошибка № 4 — нет писем поддержки
В первый раз мы не приложили ни одного письма, а оказалось, они очень важны. Такие рекомендации помогают жюри понять, какие организации уже оценили вашу инициативу, и подкрепляют ее значимость.
Во второй раз мы обратились за помощью к модератору популярного ВКонтакте паблика о реставрации мебели, которая и раньше поддерживала нас постами в своей группе, а также в петербургский центр профориентации «Вектор», в фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры» и в редакцию «Классного журнала». Рассказали о проекте и попросили его поддержать информационно, а взамен предлагали бартер. Например, провести мастер-класс по реставрации на профориентационном мероприятии для детей или рассказать о профессии на вебинаре.
Откликнулись все. Мы подготовили примерные драфты писем, чтобы никого не утруждать, а организации уже скорректировали их под себя и довольно быстро прислали нам подписанные сканы.
Ошибка № 5 — некорректная смета
Вдохновившись максимальными размерами грантов, мы размечтались о полномасштабном телешоу — в итоге большую часть сметы заняло приобретение видеотехники. Как правило, такие расходы не должны составлять больше 50% от общего бюджета проекта. Кроме того, члены жюри именно эту категорию затрат изучают пристальнее всего и вообще скептически относятся к закупке оборудования, вместо чего чаще рекомендуют аренду.
Во второй заявке мы сократили количество оборудования до минимально необходимого и по каждому пункту написали подробное обоснование: почему в нашем случае дешевле выйдет закупка, чем аренда. Везде привели ссылки на рыночные цены, а где-то даже на исследования. Мы также убрали из сметы затраты на работы по реставрации, потому что напрямую они, действительно, не относились к созданию конечного продукта — видеопередачи. Конечно, так сложнее будет искать героев с интересными антикварными предметами, но все же это реально, ведь в нашу мастерскую за помощью обращаются часто.
В итоге наши запросы с миллиона сократились до 500 тыс. рублей.
Ошибка № 6 — слишком много задач
В проекте должно быть 3-7 задач максимум. Так и жюри легче оценить результаты, которых вы хотите достичь, и вам структурировать проект. Также важно понимать, что по всем планам в конце придется отчитываться, поэтому лучше заранее оценить их реальность и достижимость и указать только те задачи, в реализации которых полностью уверены.
Ошибка № 7 — большой объем текста
Нам очень хотелось максимально подробно расписать все пункты заявки, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что проект так же важен для целевой аудитории, как для нас самих. В итоге заявка вышла почти на 30 страниц. Это очень много, в идеале должно быть раза в 3 меньше. Жюри просматривают сотни таких проектов, поэтому больше шансов на победу у тех, кто умеет кратко донести суть и важность своей идеи.
Второй конкурс предусматривал очные защиты, за несколько дней до которых можно было предварительно обсудить свою заявку с экспертной комиссией и получить рекомендации, как ее улучшить. Первое, на что обратила внимание наш эксперт, был именно объем заявки. Она похвалила за проделанную работу, но попросила все сократить.
На самой защите у каждого участника было всего 3 минуты, чтобы рассказать о проекте и убедить жюри в его уникальности. Сначала нам казалось, что это нереально, ведь времени так мало. Мы подготовили краткую презентацию, 30-секундный видеоролик и небольшую речь. Конечно, дома пришлось порепетировать, но в итоге в тайминг удалось уложиться, осталось даже время ответить на вопросы жюри.
Несколько полезных советов
- Не думайте, что выиграть нереально. Ищите конкурс и номинацию, под которые ваш проект подходит лучше всего. Анализируйте, какие инициативы уже побеждали и почему, как вы можете применить этот опыт. Пробуйте снова, если не получилось с первого раза.
- Дайте почитать свою заявку друзьям или коллегам перед отправкой, даже если кажется, что вы выложились на все 100%. Взгляд со стороны очень важен.
- Обязательно участвуйте в предварительных разборах проекта с экспертами конкурса, когда есть такая возможность. Если конкурс заочный, можно позвонить в оргкомитет и задать вопросы по спорным пунктам, попросить совета.
- Пообщайтесь с победителями прошлых лет, они могут дать ценные советы и вдохновить вас своим примером на участие.
- Если вы выиграли грант, помните, что это только начало. Ведь проект теперь надо реализовать, получить результат и отчитаться по полной программе. Мы, например, уже сняли один новый выпуск нашей передачи «Операция "Реставрация" и другие приключения антиквариата», который посвящен реставрации старинного кресла семьи петербуржских ученых.
Осталось снять еще три серии. Над двумя мы уже работаем, а для одной пока ищем героя с интересной антикварной мебелью (кстати, если есть желание им стать, напишите об этом в комментариях на YouTube или нам на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
- В общем, смело участвуйте в конкурсах, только тщательно готовьтесь, анализируйте, делайте выводы, задавайте себе вопросы. Ведь если получите высокую оценку, достичь желаемого результата будет проще, поскольку ваша задумка уже будет «профильтрована» не только вами, но еще и экспертами в лице членов жюри. Тем самым вы кристаллизуете свою идею и в итоге получится очень качественный материал.
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: Как получить грант в 400 тысяч рублей на просветительский проект?.