От индустриальной эпохи к индивидуализации
Шкаф-кровать с диваном — яркий пример современного трансформера.
Акилле Кастильони. JOY, 1990.
Джо Коломбо. Multi Chair (1971).
XX век, ушедший в историю как индустриальная эпоха, сменился постиндустриальным, информационным временем. Если раньше на первый план выходили функциональность и массовое производство, то теперь всё большую силу набирает запрос на эксклюзивность и персонализацию жилого пространства. Эта тенденция — один из ключевых признаков новой эпохи. Стремление к индивидуальному комфорту выходит за рамки простой эстетики и делает особенно востребованной «исчезающую» и регулируемую мебель, способную подстраиваться под нужды конкретного человека.
Столетия трансформации: от роскоши к рациональности
История мебели-трансформера насчитывает не одно столетие. На протяжении веков мотивы её создания менялись: от стремления к занимательным преобразованиям и демонстрации статуса через дорогие, сложные предметы до сугубо рациональных целей экономии пространства. Особенно актуальной задача создания трансформируемой мебели стала в XIX веке, и с тех пор она не теряет своей значимости.
Интересно наблюдать, как в условиях традиционного быта XIX века решали вопрос комфорта. В особняках для прислуги было место, но позволить себе такое жильё могли немногие. С распространением доходных домов и наёмных квартир горожане стали активно использовать трансформеры. Диваны, превращающиеся в кровати, заменяли гостевые комнаты, а к концу века, в эпоху модерна, они обзавелись полками и тумбами для полного удобства. Особенно тщательно продумывались шкафы-кровати, в которых хранились не только постельные принадлежности, но и умывальные приборы. Даже для прислуги предлагались решения вроде кухонного стола-кровати, который легко складывался в тумбу — реклама уверяла, что с этим справится даже ребёнок.
Прообразы будущего: мебель-несессер и мебель-контейнер
Шин и Томоко Азуми. Table = Chest
Джо Коломбо. Кресло Tube (1969-1970 гг.).
В период «патентного бума» XIX века появились любопытные изобретения, которые можно считать предтечей современной мебели-контейнера. Например, запатентованный в США в 1864 году комбинированный походный сундук-шезлонг для солдат. В компактном ящике умещались ящик для белья, посуда, плитка, а также трансформируемая конструкция для сидения, лежания или сна. Идея «всё в одном» спустя столетие была переосмыслена, например, в проекте «Сиденье скульптора» Эдуардо Паолоцци (1986).
Эта линия прогностических разработок оформилась в 1960-х годах в направление «мебель-контейнер» — часть концептуального дизайна, ориентированного на изменение образа жизни.
Видения будущего: от авангарда до интерактивности
Предвидение важности динамичной мебели было свойственно многим архитекторам и дизайнерам. Особенно увлекались многофункциональными агрегатами функционалисты 1920-х годов. Эйлин Грей, своего рода футуролог дизайна, создавала трансформируемую мебель и многофункциональные предметы (столики переменной высоты, зеркала с потайными отделениями), которые, будучи сделанными вручную, сегодня тиражируются как авангардные и актуальные вещи. Её шезлонг для виллы «Е 1027» — одна из версий «машины для отдыха», как и знаменитая качалка Ле Корбюзье (1929).
Попытки механизировать такие преобразования с помощью электромоторов в середине XX века не всегда были успешны из-за ненадёжности. Безопасность оставалась ключевым вопросом, о чём красноречиво говорит пример дивана-кровати с педалью, который мог «выстрелить» раскладной частью. Однако эксперименты продолжаются и в XXI веке вылились в создание интерактивных объектов, где мебель и человек взаимодействуют. Яркий пример — ироничные и услужливые работы итальянца Дениса Сантакьяры (вешалка с чистилкой для обуви, поющий коврик), за которыми стоит серьёзное перспективное направление.
Концепции жилища будущего и наследие Джо Коломбо
Джо Коломбо. Cariolet bed. 1969.
Джо Коломбо. Total Furnishing. 1971\72.
Бруно Матссон. Folding Table, 1935.
1960–1970-е годы были отмечены масштабными прогностическими проектами: «Визиона» (Коломбо, Пантона, Мурга) и «Жилище-80». Их объединяла идея большого гибкого пространства, где разворачиваются нужные в данный момент функциональные зоны. На выставке итальянского дизайна в Нью-Йорке (1972) Этторе Соттсасс представил контейнерную систему мобильного оборудования — концепцию «исчезающей» мебели, появляющейся только по требованию.
Вершиной этих идей стало творчество Джо Коломбо. Его проекты, такие как универсальный жилой контейнер для подростка, быстро перешли из концептов в реальные продукты. Это компактный блок-«матрёшка» (кровать, под которой убираются стол, стул и системы хранения), экономящий пространство и имеющий игровую составляющую. Идея получила развитие во многих странах, особенно в Японии, и положила начало целому семейству мебели-комбайнов.
Вызовы и перспективы для современного дизайна
Джо Коломбо. Мини-кухня. 1963.
Армейский трансформирующийся полевой блок, используется НАТО.
Шин и Томоко Азуми. Stool = Shelf.
В конце XX века появилась тенденция к созданию «самоорганизующегося жилища» — адаптивной среды-организма вместо механистичного «жилища-машины». Прогностические разработки стимулируют появление новых форм, технологий и материалов.
XX век с его культом функциональности и массового производства также выдвинул требования компактности и портативности. Идея «исчезающей мебели» подчёркивает приоритет функции над предметом. Совмещение функций в одном предмете помогает бороться с захламленностью, повышая практическую ценность мебели.
К сожалению, в отечественной практике эта мировая тенденция пока слабо заметна. Российский рынок часто предлагает мебель, воспроизводящую образцы XIX века, что создаёт разрыв с динамикой современной эпохи. Чтобы преодолеть отставание, необходимы инвестиции в экспериментальный дизайн и готовность производства предлагать продукты, отвечающие вызовам времени. Возможно, аудитория, готовая принять новую бытовую культуру, уже сформировалась и ждёт соответствующих решений.
Статья взята из Справочника по архитектуре и проектированию.
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: История мебели трансформер.


