После завершения строительства дома или даже в процессе часто возникает необходимость в оборудовании парковочного места. Возведение полноценного гаража требует значительных ресурсов, тогда как навес — более доступная и быстрая альтернатива. Это сооружение может быть как самостоятельным объектом, расположенным во дворе, так и пристройкой к дому, что экономит материалы и пространство. Выбор между отдельно стоящим и пристроенным навесом зависит от планировки участка, эстетических предпочтений и бюджета.

Один из вариантов навеса для автомобиля
Определяем оптимальные размеры
Габариты навеса должны соответствовать размерам вашего автомобиля с запасом для комфорта. Стандартная высота составляет около 2,5 метров, что достаточно даже для высокого внедорожника. При расчете длины и ширины к габаритам машины рекомендуется добавить минимум по одному метру (по 50 см с каждой стороны). Это обеспечит удобный выход из авто и защитит его от косого дождя, если свесы крыши будут достаточно длинными.

Пример навеса для одной машины
Для навеса на два автомобиля расчет ведется аналогично: между зеркалами заднего вида оставляют 50 см, и столько же — от машин до опорных столбов. Длина конструкции определяется по самому длинному транспортному средству.

Схема расчета ширины навеса для двух автомобилей
Выбор материала для каркаса
Опорные столбы чаще всего изготавливают из деревянного бруса, бревна или металлической профильной трубы. Более капитальный и декоративный вариант — кирпичные или каменные колонны, которые должны гармонировать с общим стилем построек на участке. Комбинированные опоры (кирпичный низ и деревянный верх) также возможны, но требуют тщательного проектирования.
Все материалы, кроме кирпича, нуждаются в специальной обработке. Древесину необходимо пропитать антипиренами и составами против гниения, грибка и насекомых. Особое внимание уделите частям столбов, которые будут контактировать с грунтом. Их можно обработать специальными пропитками (например, «Сенеж Ультра») или выдержать в отработанном машинном масле. Альтернатива — забетонировать в земле металлическую закладную, к которой затем крепится деревянный брус.
Металлические элементы требуют очистки от ржавчины, грунтовки и двухслойного окрашивания.

Интересный проект автонавеса из поликарбоната

Его реализация
Конструкции крыши: от простой к сложной
Наиболее экономичный и простой в монтаже вариант — односкатная крыша. Она идеально подходит для навесов, пристроенных к дому, так как легко организует примыкание к стене. Для отдельно стоящих конструкций в регионах с большим количеством снега необходим уклон не менее 8–10°. Низкую сторону лучше ориентировать на юг или восток для создания тени.

Чертеж пристроенного к дому навеса с односкатной крышей

Чертеж отдельно стоящего навеса с односкатной крышей для одного автомобиля
Для навесов из поликарбоната отлично подходит сводчатая (арочная) крыша. Она не только эффективно отводит осадки, но и легко монтируется благодаря гибкости материала.

Чертеж навеса со сводчатой крышей
Двускатная крыша выглядит более солидно, но и сложнее в изготовлении. Для металлического каркаса конструкция относительно проста, а для деревянного требуется сборка многокомпонентной стропильной системы.

Чертеж двускатной крыши навеса из металла

Пример устройства двускатной деревянной крыши
Выбор кровельного материала
Для пристроенных навесов логично использовать тот же материал, что и на крыше дома (металлочерепица, гибкая черепица, ондулин). Под мягкие кровли требуется сплошная обрешетка, под жесткие — разреженная с шагом, рекомендованным производителем.

Навес, гармонирующий с кровлей дома
Поликарбонат — популярный выбор благодаря легкости, прочности и способности рассеивать свет. Для навесов выбирайте многокамерный (трехслойный) поликарбонат с защитным УФ-слоем. Отдавайте предпочтение цветным или матовым листам с низкой светопропускной способностью, чтобы под навесом было прохладно даже в солнечный день.
Обустройство площадки под навесом
Простейшее и самое бюджетное покрытие — утрамбованный щебень. После снятия дерна и установки бордюра щебень насыпают слоем и тщательно утрамбовывают виброплитой.

Утрамбованный щебень — практичное покрытие
Более эстетичный, но и дорогой вариант — мощение тротуарной плиткой, брусчаткой или клинкерным кирпичом. Основание под такое покрытие состоит из слоев утрамбованного щебня, геотекстиля (для предотвращения смешивания слоев и проседания) и песка.

Покрытие из тротуарной плитки
«Золотая середина» по цене и трудозатратам — бетонная площадка. На утрамбованный щебень укладывают армирующую сетку и заливают бетоном марки не ниже М250 слоем 7–10 см. Для компенсации температурных расширений и стока воды поверхность разбивают на секции деревянными планками, выставленными по уровню.

Бетонная площадка под навесом
Практический пример: строительство пристроенного деревянного навеса
Рассмотрим процесс создания навеса, примыкающего к дому. Первым делом с помощью мотобура были выкопаны ямы для столбов глубиной 1,5 м (ниже глубины промерзания грунта). В них установлены гильзы из гидроизоляции, арматурные каркасы с закладными и залит бетон.

Использование мотобура значительно ускоряет работу

Заливка фундамента под опорные столбы
После застывания бетона были установлены и закреплены шурупами деревянные столбы с шагом 2 метра, обработанные защитной пропиткой. Для временной фиксации использовались алюминиевые уголки, а стыки усилены металлическими пластинами.

Крепление столбов к фундаментным «пяткам»
К стене дома прибили опорную доску, к которой крепились балки перекрытия (доска 50x200 мм) с небольшим уклоном (около 9°). В балках сделаны запилы для упора на обвязку, а крепление осуществлялось гвоздями и U-образными металлическими пластинами.

Подготовка балок: запилы для надежного соединения

Крепление балок к стене дома
Стропила из той же доски были установлены с шагом 40 см. Сверху на них уложили сплошную обрешетку из ОСП-плит, необходимую для монтажа мягкой битумной черепицы.

Вид на стропильную систему снизу

Монтаж сплошной обрешетки из ОСП
Для защиты от бокового дождя и увеличения жесткости конструкцию между столбами частично зашили доской.

Обшивка боковины навеса
После укладки мягкой черепицы навес был готов к эксплуатации.

Готовая крыша из мягкой черепицы

Завершенный проект пристроенного навеса
Поликарбонатный навес на металлическом каркасе: этапы работ
Для строительства арочного навеса над дорожкой были использованы:
- Профильная труба:
- для стоек 80x80 мм — 14,6 м;
- для арок и обрешетки 50x25 мм — 14 шт. по 6 м.
- Пескобетон — 120 кг.
- Щебень — 100 кг.
- Краска по металлу — 3 л.
Металлические стойки были заглублены на 1,2 м, выровнены с помощью временных креплений к столбам забора, забетонированы с щебеночной подсыпкой. После схватывания бетона приварена верхняя обвязка.

Временная фиксация стоек для выравнивания

Приварка верхней обвязки каркаса
Арки (фермы) были согнуты на трубогибе с подъемом 1,2 м. Все элементы тщательно подгонялись и фиксировались струбцинами для точности, после чего сваривались.

Сборка металлических ферм для арочной крыши

Процесс сварки ферм
Готовые фермы были зачищены, загрунтованы и окрашены. Их установка на стойки — самый ответственный этап, требующий точного выравнивания по уровню.

Установка тяжелых ферм на каркас

Предварительная прихватка ферм сваркой
После финальной проверки уровней фермы были окончательно приварены. Затем к ним с шагом 0,8 м приварили продольные трубы обрешетки под поликарбонат.

Все фермы выставлены на одном уровне

Монтаж обрешетки из профильной трубы
Поликарбонат крепился на саморезы через специальные термошайбы, компенсирующие тепловое расширение. Листы соединялись разъемным профилем. Края листов были закрыты торцевыми заглушками для защиты ячеек от пыли, влаги и насекомых.

Крепление первого листа поликарбоната