Снегоход своими руками: доступное решение для снежной зимы
В условиях российской зимы снегоход часто становится незаменимым транспортным средством. Однако покупка заводской модели может быть слишком затратной. Отличной альтернативой является создание снегохода самостоятельно, используя универсальную моторную установку «УМУ». Этот подход не только экономит средства, но и позволяет получить технику, идеально соответствующую вашим потребностям.
Конструкция и основные узлы самодельного снегохода
Конструктивно снегоход делится на две основные части, соединенные вертикальным шарниром для обеспечения маневренности.
Ведомая часть: Это передняя секция, которая включает в себя:
- Несущую раму с сиденьем водителя.
- Систему управления с рычагами и рулевыми тягами.
- Лыжную пару – две широкие деревянные лыжи, соединенные распорками. Они шарнирно крепятся к раме через специальные скобы, что обеспечивает плавность хода по неровному снегу.
- Съемную платформу для ног с педалями тормоза.
Ведущая часть: Это задняя силовая секция, состоящая из:
- Моторной установки «УМУ».
- Ведущего моста с колесами низкого давления. В качестве колес оптимально использовать накачанные автомобильные камеры диаметром около 80 см, которые обеспечивают отличное сцепление и проходимость.
1 – поворотная стойка, 2 – опорная балка, 3 – втулка оси рычагов, А – размеры центральной части, Б – общий вид несущей рамы.
Пошаговая сборка рамы ведомой части
Основа снегохода – несущая рама, которую лучше всего изготавливать из стальной трубы диаметром 40 мм.
- Подготовка и сварка: Если нет возможности аккуратно согнуть трубу, поворотную стойку можно собрать из двух прямых отрезков с помощью сварки. После нарезки всех заготовок и обработки мест соединений, разложите детали на ровной поверхности, прихватите сваркой и проверьте, чтобы вся конструкция лежала в одной плоскости. Только после этого выполняйте окончательный сварочный шов.
- Установка опорной балки: К раме крепятся обкладки и фланцы балки. Критически важно выдержать перпендикулярность балки относительно плоскости рамы и обеспечить ее свободное вращение и перемещение. После точной регулировки положения балка окончательно приваривается.
- Монтаж вспомогательных элементов: С особой тщательностью устанавливаются кронштейны поворотной оси, требующие точной соосности. Завершает сборку рамы приварка кронштейнов для сиденья и усиливающих косынок.
Изготовление лыж и системы управления
Лыжная пара: Для создания лыж потребуется фанера толщиной 3 мм (9-10 слоев), которая склеивается эпоксидной смолой на оправке под давлением струбцин. К готовым лыжам привариваются распорки из трубы 22 мм и кронштейны с осями.
1 – левый рычаг управления, 2 – крепление рычага управления, 3 – втулка рычага, 4 – концевые детали шарнира (8 шт.), 5 – центральные детали шарнира (4 шт.)
Рычаги и тяги управления: Система управления включает рычаги, соединенные общей втулкой под сиденьем. На правую рукоятку выносится тросовый механизм управления дроссельной заслонкой от мотоцикла. Рулевые тяги изготавливаются из тонкостенных трубок диаметром 16-18 мм с шарнирами на концах, работающими в двух плоскостях. Необходимо минимизировать все люфты в шарнирных соединениях.
Финальная сборка и подключение агрегатов
Соединение частей: Ведомая и ведущая части соединяются через поворотную ось, изготовленную из стальной трубы (диаметр 22 мм, длина 140 мм) с приваренным фланцем. Конструкция оси детально описана в журнале «Левша» (№4 за 2008 г., раздел об универсальном руле).
1 – педаль тормоза, 2 – трос привода тормоза, 3 – платформа, 4 – кронштейн платформы, 5 – тормозной рычаг.
Ведущий мост и доработки: За основу ведущего моста можно взять конструкцию из того же номера «Левши», адаптировав фланцы. Для крепления поворотных тяг потребуется доработать кронштейн подножки от микромотоцикла, добавив усиливающие косынки и стопорные отверстия.
1 – поворотная тяга, 2 – шарнир, 3 – стопорное отверстие М-6 (2 шт.), 4 – косынка жесткости
Сборка платформы для ног, педалей тормоза и сиденья является завершающим этапом, их конструкция интуитивно понятна из чертежей. Внимание к деталям на каждом этапе – залог создания надежного, проходимого и безопасного самодельного снегохода.