В строительстве существует такое понятие, как служба заказчика. Та, компания, которая является инвестором, как правило, не выполняет всех функций, присущих заказчику. Инвестор лишь контролирует выполнение проекта. В крупных строительных холдингах обычно есть свое подразделение службы заказчика. Она выполняет все функции контроля, проверку соответствия строительных работ и проектной документации.
Но не каждой компании под силу содержать большой штат специалистов службы заказчика. Существуют специальные организации, которые берут на себя все обязанности по контролю за строительством объекта, выполняет ряд работ, связанных с ведением документации, согласованиями, разрешениями, следит за сроками выполнения работ и их качеством, это и есть служба заказчика.
Служба заказчика осуществляет контроль за сметной документацией, чтобы не допустить перерасхода и уложиться в бюджет. Если в процессе строительства в проекте произошли изменения, то служба заказчика должна проконтролировать необходимость этих изменений и обоснования на расходы, связанные с ними.
Служба заказчика также сама может отправить проект на изменение, если имеется более экономически более выгодное решение или друг в проекте обнаружена ошибка.
В компании службы заказчика работают самые разнообразные специалисты, способные оценить соответствие проекта и выполненных строительно-монтажных работ, это касается не только возведения зданий, но и монтажа оборудования на промышленных предприятиях. Специалисты, работающие в такой компании, как правило, имеют опыт работы в строительстве, также это экономисты, проектировщики, юристы.
Деятельность службы заказчика — это процесс управления проектом строительства объекта, то есть эту службу можно также назвать менеджером проекта.
Служба заказчика организует процесс приема-сдачи объекта.