Всё как обычно: позвонили, сказали, что по рекомендации. В разговоре стало ясно, что объект обещает быть выгодным. Это был двухэтажный коттедж, где нужно уложить порядка 200 м² плитки и мозаики. И это только внутри. Была ещё терраса и баня: суммарно квадратов на 60.
Ясно, что с деньгами у заказчика проблем не было, да он и сам на это намекал: «Ты главное сделай хорошо, а я уж поверь, знатно отблагодарю! Только имей ввиду, для меня мелочей не бывает!, — после чего уже с большей иронией добавил, — в конце концов, я не просто так троих плиточников уже выгнал!»
Первая встреча на объекте состоялась во второй половине декабря. Как сейчас помню этот двухэтажный коттедж с зелёной черепицей и лепниной в стиле барокко по периметру.
Крыша была примерно такой формыОсобенно врезались в память два чёрных быка, вырезанные из камня. Они словно два стражника грозно нависали по обеим сторонам широкой, восьми ступенчатой лестницы, облицованной добротным гранитом.
Встреча была позитивнее, чем телефонный разговор. Особенно подкупали отеческое добродушие, чуткость и весёлый нрав заказчика. Внешне мне он чем-то напомнил актёра Алексея Ванина, который снимался в Красной Калине. Казалось, это один из тех случаев, когда человек по настоящему доволен своей жизнью, самодостаточен и счастлив. В наши дни, такое, к сожалению, встречается всё реже.
Обсудили нюансы, поговорили о технологиях, затронули тему оплаты. Остановились на том, что на май, июнь и июль я никого не планирую.
Я и не планировал. Отказался минимум от двух не менее выгодных объектов. А когда наступил май, Тахир Мансурович, так звали заказчика, как ни в чём не бывало, позвонил и сказал, что дизайн-проект ещё им не утверждён, что там оперативно вносят правки и что "вот-вот…" и что "ещё чуть-чуть".
Это "вот-вот…" затянулось больше, чем на полмесяца, в течении которых я многократно слышал фразы из серии "ещё пару дней и можно будет приступить".
В результате — две недели беспочвенных ожиданий, нервотрёпки и внутренней ломки: с одной стороны не хочется нарушать обязательства, а с другой, деньги-то надо зарабатывать.
Когда началась третья неделя я не выдержал и приступил к поиску альтернативы. И даже почти договорился с новым клиентом, но позвонил Тахир Мансурович, с радостью объявив, что дизайн-проект готов и я могу приступать. Это было 23 мая.
После прибытия на объект с инструментом, был приятно удивлён, что заказчик мало того, что искренне извинился, так ещё и дал 20000 рублей со словами: "это небольшая компенсация за простой и терпение". Конечно, эта сумма не покрывала финансовых потерь, в тоже время, у меня было такое первый раз, чтобы заказчик или прораб по своей инициативе компенсировал простой. Обычно разводят руками со словами: "а что ты хотел — это стройка".
Надо ли говорить, что моё негодование очень скоро улетучилось, и с первых дней работы у нас выстроились довольно тёплые отношения, на фоне которых я старался во многом идти заказчику на встречу:
Нужно разгрузить плитку/плиточный клей с Газели? Не вопрос. Ну и что, что почти пол дня заняло, когда такое хорошее отношение можно и помочь. Нужно замазать штробы после сантехников и электриков? Тоже не вопрос, не выставлять же за это отдельный счёт? В конце концов мы все человеки и важно идти на уступки. Двухдневный простой из-за обсуждений с заказчиком и дизайнером раскладки плитки в ванной (плитка оказалась не того размера)? — тоже не проблема — стройка, что тут поделаешь. И т.д. и т.п.
Только вот проблема в том, что спустя месяц работы я начал понимать: из-за того что я из раза в раз "шёл на встречу", сам при этом толком не заработал. Я решил сказать об этом заказчику. Он меня внимательно выслушал, выразил понимание, и сказал, что по завершению работ не обидит и обязательно накинет.
Прошло ещё три месяца, в течение которых список доп работ только множился. Я даже начал вести некий учёт, обозначать стоимость "с учётом хороших отношений", периодически показывая этот список заказчику.
Обратите внимание: Проект очень маленького дома, который можно припарковать на любой улице в городе.
В ответ он одобрительно кивал, и со всем соглашался. Когда сумма начала приближаться к 40-ка тысячам у меня начали появляться навязчивые мысли, которые мешали работе. Словом, я начал настаивать, чтобы он хотя бы частично рассчитаться. "Да вообще не вопрос, — с привычным добродушием сказал Тахир Мансурович, а затем добавил, — только вот нужно подождать пару недель…Спустя три недели так ничего и не было. А когда работы были завершены задолженность передо мной, в общей сложности, была 75000 рублей (помимо доп работ не оплачен также был остаток за уложенную плитку).
Сам заказчик в это время улетел на лечение в Германию, оставив за себя не готовую к этому родную сестру Гульшат. Она как раз и сообщила мне об отъезде заказчика. А также о том, что оказывается у него уже давно обнаружили рак крови. Разумеется, он об этом знал, как и знал о том, что шансы на выздоровление были нулевыми. В момент нашего разговора с Гульшат, заказчик находился в крайне тяжёлом состоянии. Её потерянный, блуждающий взгляд выдавал накал переживаний из-за всего этого. Насколько я понял, заказчик был её старше на 17 лет. И был как второй отец.
Я стоял и пытался переварить услышанное. И дело даже не в том, что мы с Тахиром за этот короткий срок настолько сблизились. Хотя лукавить не буду, и в этом тоже. Мне просто стало не по себе, когда я представил, что всё это время, всё то время, когда он ко мне подходил, острил, прикалывался, и мы вместе смеялись так, что по всему дому отдавало эхом, он знал, что безнадёжно болен… Что в те моменты, когда он с искренним ненаигранным интересом выслушивал мой очередной рассказ про один из объектов, он знал, что ему осталось жить несколько месяцев…
Через дней пять, после того, как я уже вывез инструмент, от одного из работяг, которые трудились на объекте я узнал, что Тахира Мансуровича не стало. А спустя ещё неделю мне на глаза попалась книга "Вторники с Морри" Митча Элбома. Если коротко, там один профессор, после того, как узнал, что в течении нескольких месяцев он постепенно превратиться в овощ и в конце концов сыграет в ящик, вместо того, чтобы убиваться, решил из своей смерти сделать "проект". А по вторникам делился тем, как у него меняется отношение к окружающему миру. Это одна из книг, которая вправляет мозг и толкает к переосмыслению ценностей. Помогает вспомнить о том, что действительно важно. Не знаю почему, но когда я её читал, из моей головы не выходил Тахир Мансурович. То и дело в голове возникал вопрос: его жажда к жизни вызвана попыткой успеть надышаться каждой оставшейся минутой, или это поведение было для него нормой? История умалчивает, ведь я не был знаком с ним до болезни.
В любом случае, я благодарен жизни, что этот человек мне повстречался. Я и по сей день его вспоминаю. Особенно когда происходит что-то неладное и хочется понегативить спрашиваю себя: а как бы на это отреагировал Тахир Мансурович?
👇 ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИКРЕПЛЁННОМ КОММЕНТАРИИ 👇
P.S. Совсем забыл: Остаток за работу Гульшат передала спустя недели две после того, как не стало её брата. Вместо 75 тысяч в конверте лежало 90 и записка, где небрежной размашистой мужской рукой было выведено несколько абзацев. Там были хвалебные слова в мой адрес (с вашего позволения я их здесь цитировать не буду), остроты, несколько тонких мыслей о том, что будет "после". В числе прочих не знаю почему у меня осела в памяти фраза: "В конце концов умереть тоже неплохо…".
P.P.S Имя заказчика и его сестры вымышленные, но созвучные реальным. Всё остальное основано на реальных событиях.
Автор: Шушков Роман. Плиточник. Заглядывайте ко мне 👉 на личный сайт, и подписывайтесь в соцсетях: телеграмм (там буде больше профильной информации (и без цензуры😎😉), вконтакте, фейсбук, и инстаграмм (скоро и за него возьмусь).
📖 👉 Читайте мои истории и рассказы здесь
Больше интересных статей здесь: Ремонт.
Источник статьи: О заказчике, выгнавшего до меня троих плиточников, объект, где было 260 м² плитки и долг в 75 000 р, который я не мог спросить.