Железнодорожный транспорт, несмотря на свою репутацию одного из самых безопасных, не застрахован от крупных аварий, последствия которых часто бывают поистине ужасающими. В истории СССР, России и Украины произошло несколько таких катастроф, унесших сотни жизней и навсегда оставивших след в памяти людей. В этой статье мы вспоминаем самые масштабные из них, анализируя причины и последствия.
Столкновение грузовых поездов в Челябинской области (2011)
11 августа 2011 года на Куйбышевской железной дороге, недалеко от города Сим, разыгралась трагедия, ставшая результатом человеческой халатности. Грузовой поезд № 2707, у которого отказали тормоза, разогнался до скорости 136 км/ч и на полном ходу врезался в хвост другого грузового состава. В результате столкновения с рельсов сошли два локомотива и 66 вагонов, погибли оба машиниста. Расследование показало, что аварии предшествовал ряд нарушений: после наезда на быка и повреждения тормозной системы ремонт был проведен некачественно, а следующая смена машинистов не проверила работоспособность тормозов перед отправлением. Эта цепочка ошибок привела к неконтролируемому разгону и фатальному столкновению.




Взрыв на станции Свердловск-Сортировочный (1988)
4 октября 1988 года на станции Свердловск-Сортировочный произошла чудовищная по своей силе катастрофа. Состав с 86 тоннами взрывчатки (тротил и гексоген) самопроизвольно покатился под уклон и врезался в стоящий грузовой поезд. Последовавший взрыв, мощность которого многократно возросла из-за близлежащего склада с горючим, образовал воронку диаметром 40 метров. Ударная волна выбила стекла в радиусе трех километров и ощущалась за 15 км. Несмотря на чудовищную силу взрыва, число жертв (4 погибших) было относительно невелико благодаря малоэтажной деревянной застройке вокруг. Парадоксально, но эта трагедия дала толчок к масштабному жилищному строительству и переселению людей в современные дома.




Теракт против «Невского экспресса» (2009)
Вечером 27 ноября 2009 года на перегоне между Москвой и Санкт-Петербургом был совершён один из самых жестоких терактов на транспорте в современной России. Взрывное устройство, заложенное под рельсы, было приведено в действие, когда мимо проходил скоростной поезд «Невский экспресс». От взрыва путь был разрушен на полметра. Благодаря высокой скорости и инерции большая часть состава осталась на рельсах, однако два последних вагона сошли с пути. Особенно сильно пострадал хвостовой вагон, который, скользя на боку, столкнулся с бетонными опорами. Именно в нём находилось большинство из 28 погибших пассажиров. Эта трагедия стала мрачным напоминанием об уязвимости инфраструктуры.



Лобовое столкновение на станции Користовка (1986)
Ранним утром 6 ноября 1986 года на станции Користовка в Украине произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. Поезд Кривой Рог — Киев, управляемый помощником машиниста, проигнорировал запрещающий сигнал светофора и на полном ходу выехал на путь, где уже следовал состав Киев — Донецк. Столкновение было страшной силы. Расследование установило, что бригада первого поезда полностью утратила бдительность, не реагируя ни на сигналы, ни на вызовы по связи. В результате катастрофы 44 человека погибли, более сотни получили ранения, а оба локомотива были уничтожены.


Столкновение автобуса с поездом под Марганцем (2010)
12 октября 2010 года под украинским городом Марганец произошла трагедия, ставшая самой крупной аварией на железнодорожном переезде в истории страны. Автобус, перевозивший пассажиров из поликлиники, выехал на переезд, несмотря на запрещающий сигнал светофора, и был протаранен электровозом, двигавшимся со скоростью 82 км/ч. Удар был настолько сильным, что автобус отбросило на 300 метров. Погибли 45 человек. Ирония судьбы заключалась в том, что этот электровоз следовал на помощь другому грузовому составу, который всего за полтора часа до этого столкнулся с трактором на том же перегоне. Эта череда трагедий заставила власти кардинально пересмотреть правила безопасности на переездах.



Катастрофа на станции Каменская (1987)
7 августа 1987 года на станции Каменская в Ростовской области разыгралась одна из самых кровавых железнодорожных аварий в СССР. Грузовой поезд, у которого на спуске полностью отказала тормозная система, превратился в неуправляемый снаряд. Набрав скорость 140 км/ч, он ворвался на станцию, где стоял пассажирский состав. При прохождении стрелок грузовой поезд разорвало, и его головная часть — локомотив с одним вагоном — протаранила хвост пассажирского поезда. Машинисты грузового состава успели предупредить диспетчеров и даже связаться с бригадой пассажирского поезда, который попытался уйти, но этого оказалось недостаточно. Погибли 106 человек, более ста получили ранения.



Крушение поезда «Аврора» (1988)
16 августа 1988 года потерпел крушение знаменитый скоростной поезд «Аврора», следовавший из Москвы в Ленинград. На участке пути, где накануне были обнаружены серьёзные дефекты, при скорости 155 км/ч произошло самопроизвольное расцепление локомотива и первого вагона. Это привело к обрыву тормозной магистрали и разрушению пути. Состав из 15 вагонов сошёл с рельсов, многие из них перевернулись. В вагоне-ресторане вспыхнул пожар, который быстро перекинулся на другие вагоны. Тушение осложнялось заболоченной местностью и удалённостью водных источников. В результате 31 человек погиб, более сотни были ранены, движение на главной магистрали страны было парализовано на 15 часов.



Взрыв в Арзамасе (1988)
4 июня 1988 года город Арзамас потряс чудовищный взрыв. На железнодорожном перегоне сдетонировали три вагона, гружённые 118 тоннами гексогена, которые следовали в Казахстан. Мощность взрыва была колоссальной: на его месте образовалась 26-метровая воронка, тепловоз отбросило на 200 метров. Но главный удар пришёлся по городу: было полностью уничтожено 151 жилой дом, оставив без крова более 800 семей. Сильно пострадала инфраструктура — школы, детские сады, больницы, магазины. Эта техногенная катастрофа, унёсшая жизни 91 человека, наглядно показала опасность транспортировки опасных грузов через густонаселённые пункты.



Крупнейшая катастрофа под Уфой (1989)
Трагедия, произошедшая в ночь на 4 июня 1989 года на перегоне Аша — Улу-Теляк, стала самой масштабной железнодорожной катастрофой не только в истории СССР, но и в мире. В момент встречи двух пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» в низине, где скопился газ из-за утечки из продуктопровода, произошёл чудовищный объёмный взрыв. Его мощность оценивалась от 300 тонн до 12 килотонн в тротиловом эквиваленте — сопоставимо с ядерным взрывом в Хиросиме. Огненный шар был виден за 100 км, а ударная волна выбила стёкла в городе Аша за 10 км от эпицентра. Из 37 вагонов 11 были сброшены с путей и сгорели. Погибли, по официальным данным, 575 человек (в основном от страшных ожогов), более 600 получили тяжёлые ранения. Причины утечки газа до сих пор являются предметом споров: от механического повреждения трубопровода до коррозии из-за блуждающих токов. Эта катастрофа стала символом системного кризиса и халатности позднесоветской эпохи.





Похожие посты:
- Самые страшные техногенные катастрофы в СССР
- Похороненные масштабные проекты эпохи СССР (34 фото)
- Как выжить, если угодил на железнодорожные рельсы