Вчера получил официальное требование от ГУП «Мосгортранс» о публикации опровержения. Как вы наверняка помните, в октябре этого года я целый день ездил в наземном городском транспорте Москвы с портативным измерителем качества воздуха. После чего опубликовал статью «Чем мы дышим в наземном транспорте Москвы». Проведённые измерения показали, что в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев фиксируется повышенная концентрация углекислого газа и, следовательно, дефицит кислорода.
В ответ на это в ГУП «Мосгортранс» провели измерения воздуха на улице...
Выкладываю все страницы письма, чтобы вы могли подробно ознакомиться с их претензиямии и сделать собственные выводы.
Во-первых, мой блог никогда не был СМИ, а я проводил измерения как обычный пассажир потому, что меня беспокоит качество воздуха, которым я дышу. Во-вторых, у Предприятия не может быть чести и достоинства.
ГУП «Мосгортранс» утверждает, что углекислый газ не токсичен. Странно, а почему во всём мире концентрация углекислого газа является маркером качества воздуха? Ведь по концентрации углекислого газа можно запросто высчитать количество кислорода в воздухе. А как мы знаем, без кислорода люди существовать не могут.
В тексте требования есть упоминание о некоем призыве. Давайте откроем словарь С.Ожегова и посмотрим, значение этого слова:
ПРИЗЫВ, -а, м. 2. Политический лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую политическую идею, требование. 3. .Просьба, мольба. П. о помощи. Услышать чей-н. п. Откликнуться на чей-н.
А теперь посмотрим на фразу из оригинальной статьи:
«Одна из серьёзных проблем заключается в том, что эти форточки закрыты на замки. Обычно это треугольник или квадрат, но и здесь есть решение — на Алиэкспресс можно купить вот такой универсальный ключ всего за 150 рублей. Правда и это не поможет, т.к. вас моментально отругают другие пассажиры т.к. им «дует». Окей, лучше ездить в духоте.»
Вы видите здесь призыв?
Итак, ГУП «Мосгортранс» провёл свои собственные измерения: пыли, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода. Но почему среди перечисленных веществ нет углекислого газа? Ведь именно его концентрация измерялась бытовым измерителем качества воздуха AirVisual Node. Или это потому, что по их мнению углекислый газ не является токсичным?
Не менее интересен другой момент. Повышенная концентрация углекислого газа была отмечена в салоне наземного транспорта. А ГУП «Мосгортранс» проводил измерения на улице, если быть точнее — на Кутузовском проспекте.
Из предоставленных ГУП «Мосгортранс» измерений предполагается, что воздух на автомобильной дороге имеет определённую степень загрязнения, хоть и не превышает ПДК. А я, например, всегда считал, что воздух в городе чистый и даже измерения пыли показали, что её на улицах нет. Но если Мосгортранс утверждает, что их измерения сертифицированы, то я им полностью доверяю. Более того, у меня никогда не было оборудования для измерения концентрации диоксида азота, оксида азота и диоксида серы.
Получается, что ГУП «Мосгортранс» заботится о пассажирах и не подаёт в салон свежий воздух с низкой концентрацией углекислого газа и с достаточным содержанием кислорода потому, что по их мнению в уличном воздухе могут присутствовать в значительных фоновых концентрациях оксид углерода, оксид и диоксиод азота, а также диоксид серы.
Можно сделать предположение, что в ГУП «Мосгортранс» считают, что проверка выхлопа от автотранспорта на Кутузовском проспекте опровергает информацию о том, что в салоне наземного транспорта было обнаружено превышение не токсичного по их мнению углекислого газа.
А вот и официальные результаты измерений. Каким образом выхлопы от автотранспорта влияют на концентрацию углекислого газа выдыхаемого людьми в салоне автобусов, троллейбусов и трамваев?
Итак, что мы имеем? Измерения, проведённые ГУП «Мосгортранс» показывают состояние воздуха на улице и то, что он имеет определённый уровень фонового загрязнения. Не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть — у меня нет оборудования для подобных измерений. Моё мнение, что уличный воздух в Москве в целом достаточно чист.
А вот чистота воздуха внутри салонов подвижного состава находится под вопросом. И каждый из вас наверняка сталкивался с духотой и нехваткой кислорода. Но главный инженер ГУП «Мосгортранс» Хмелёв Павел Геннадьевич якобы считает, что углекислый газ не токсичен и состояние духоты является нормой. И конденсат на окнах это нормальное состояние, так должно и быть даже зимой.
Странно, а почему на тот же метрополитен распространяются «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03»?
3. Санитарно-гигиенические требования к пассажирским помещениям метрополитенов
3.1. Требования к пассажирским помещениям
станций метрополитенов3.1.2. Содержание загрязняющих веществ в воздухе не должно превышать максимальных разовых предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, концентрация смешанной пыли - 0,5 мг/м3, содержание двуокиси углерода в летнее время - 0,1%, а в остальные сезоны года - 0,12% по объему.
Ещё недавно в новостях представители Московского метрополитена заявили, что регулярно проверяют концентрацию углекислого газа на станциях и она находится в норме (полностью согласен, на станциях в метро всегда свежий воздух). А на новых станциях данные измерений СО2 доступны любому пассажиру на специальном табло.
Странно, зачем же Московский метрополитен измеряет концентрацию углекислого газа, если по мнению ГУП «Мосгортранс» он не токсичен и безопасен для людей?
Вот здесь например пишут про ограничения ПДК углекислого газа в других странах. А здесь объясняют почему углекислый газ вреден даже в малых концентрациях. Впрочем, зачем нам другие страны. У нас есть свои, российские стандарты, в которых чётко сказано, что концентрацию СО2 нужно контролировать.
Есть и ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности», например:
5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
А есть и более серьёзные документы, например CП 2.5.2647-10 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Изменения и дополнения №2 к СП 2.5.1198-03»
- Система приточно-вытяжной вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в кабину управления не менее 30 м3/ч, в салоны вагонов не менее 20 м3/ч.
- Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, должно рассчитываться исходя из номинальной пассажиронаселенности, установленной технической документацией на конкретный МВПС.
- общее микробное число (ОМЧ) не должно превышать 2,0 x 10 КОЕ /м3;
- соотношение гемолитической кокковой флоры к ОМЧ должно быть не выше 3%;
- отсутствие в пробах воздуха патогенного стафилококка (S.aureus), бактерий группы кишечных палочек (БГКП) и других патогенных микроорганизмов (возбудителей туберкулеза, легионеллеза, вирусов (Influeza virus), грибов.
Есть и СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте»
5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб.м/час и зимой не менее 10 куб.м/час накаждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.
То есть в железнодорожном пассажирском транспорте и метрополитене концентрацию углекислого газа всё-таки контролируют. Да и в жилых зданиях за этим следят. Например возьмём СП 00.13330.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования»
Концентрация окиси углерода в помещениях гостиниц не должна превышать значений ПДК (0,002 мГ/л), двуокиси углерода - 0,1%, аммиака - 0,2 мГ/ м3, бензопропилена - 0,005 мГ/ м3.
А ещё давайте посмотрим на ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»
5 Качество воздуха
5.1 Качество воздуха в помещениях жилых и общественных зданий обеспечивается согласно действующим нормативно-техническим документам** [3] необходимым уровнем вентиляции (величиной воздухообмена в помещениях), обеспечивающим допустимые значения содержания углекислого газа в помещении. При сокращении воздухообмена обеспечивается снижение энергозатрат системой вентиляции, а также повышение энергоэффективности систем вентиляции.
Необходимый воздухообмен в помещении может быть определен двумя способами:
на основе удельных норм воздухообмена;
на основе расчета воздухообмена, необходимого для обеспечения допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Расходы воздуха систем вентиляции, принимаемые для обеспечения качества воздуха, зависят от количества людей в помещении, их деятельности, технологических процессов (выделений загрязняющих веществ от бытовой и оргтехники, из строительных материалов, мебели и др.), а также от систем отопления и вентиляции.
Применение второго способа, основанного на балансе вредностей в помещении, позволяет определить воздухообмен с учетом загрязнений наружного воздуха и заданного уровня качества воздуха (комфорта) в помещении.
При этом определяющим вредным веществом является углекислый газ (СО2), выдыхаемый людьми.
Все перечисленные выше государственные стандарты совершенно чётко указывают нам на то, что обязательно требуется контролировать концентрацию углекислого газа как в помещениях, так и в транспорте. А замеры в наземном общественном транспорте показали, что в салон предположительно поступает недостаточное количество свежего воздуха, и следовательно, приводит к нехватке кислорода. Измерения наглядно показывают, что превышение концентрации углекислого газа наблюдается исключительно внутри салона пассажирского транспорта, в то время как на улице превышения концентрации углекислого газа нет. То есть источником углекислого газа в салоне являются пассажиры, а не окружающая среда.
При этом стоит отметить, что измерения концентрации углекислого газа проводились непрерывно: как в салонах наземного транспорта, так и на улицах города. И если предположить, что на улицах города присутствует некая загрязнённость, которая влияет на точность измерений, то показания концентрации углекислого газа были бы ошибочными как на улице, так и в салоне. Но такого не наблюдалось.
Итак, давайте подведём итог. ГУП «Мосгортранс» измерил количество пыли, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и оксида углерода в воздухе населённых пунктов на Кутузовском проспекте. Измерения концентрации углекислого газа в салонах наземного пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс» не проводил. Но обычный бытовой измеритель качества воздуха AirVisual Node показал, что концентрация углекислого газа внутри салона существенно отличается от концентрации на улицах города не в лучшую сторону, что также подтверждается симптомами ощущения духоты.
Внимательно ознакомившись с письмом, подписанным господином Хмелёвым, и в полном соответствии с ним, можно опровергнуть:
— биологию и здравый смысл;
— идею о том, что можно открыть окно и тем самым дышать уличным воздухом;
— невыраженную в сообщении, но подразумевающуюся мысль о том, что якобы воздух на Кутузовском проспекте пригоден для дыхания, хоть и содержит в себе не превышающие ПДК указанные в таблице вредные вещества.
Я очень рад, что ГУП «Мосгортранс» способствует безопасной и эффективной перевозке пассажиров, которые дышат исключительно не токсичным углекислым газом. У меня нет никаких претензий к приточной вентиляционной системе в наземном пассажирском транспорте, более того, я уверен что действующий ГОСТ несомненно выполняется. И я с удовольствием опубликую цифры измерений прокачиваемых через салон кубометров воздуха, определённых ГОСТом, но, к сожалению, господин Хмелёв таких данных в своём письме не предоставил. Как и не было предоставлено измерений концентрации углекислого газа и других вредных загрязняющих веществ в пассажирских салонах наземного городского транспорта.
А что вы по этому поводу думаете? Пишите в комментариях!
И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!