В этой статье представлен авторский взгляд на проект и архитектурное решение храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира, расположенного в городе Сочи.
Введение от автора проекта
Д. СОКОЛОВ,
главный архитектор проекта.
Символическое значение и архитектурный прообраз
Храм Святого равноапостольного князя Владимира занимает особое, символически насыщенное место в духовном ландшафте Сочи. Его значение можно сравнить с ролью собора Василия Блаженного в Москве, который был возведен в ознаменование расширения православных земель. Подобно этому, сочинский храм воспринимается как духовный форпост на южных рубежах России. Именно величественный и праздничный образ московского собора стал ключевым источником вдохновения для архитекторов, работавших над храмом, посвященным Крестителю Руси. Богатство красок, обилие декоративных элементов и сложная пространственная композиция призваны перенести мысли верующих и всех наблюдателей в горние, небесные сферы.
В то же время, в конструктивном плане храм князя Владимира решен несколько проще, следуя традиционному для приходских церквей типу «корабль». В этой композиции объемы выстроены по оси запад-восток: сначала колокольня, затем трапезная часть, основной храм и, наконец, алтарь. Таким образом, здание гармонично сочетает в себе торжественную символику и каноническую структуру городского православного храма.
Факторы, сформировавшие архитектурный образ
Облик храма стал результатом синтеза множества факторов: градостроительного контекста, требуемой вместимости, самого посвящения Крестителю Руси, окружающей природы, архитектурных особенностей Сочи и близости моря. Всё это, переплавленное в творческом процессе, воплотилось в камне руками зодчих и строителей.
Посвящение царю-просветителю, князю Владимиру, предопределило общий величественный, праздничный и светлый характер постройки. Это отразилось в выборе византийской, шлемовидной формы главного купола, в решении разместить на барабане восемь крупных керамических фигур апостолов, а также в общем богатстве декоративного убранства, подобного драгоценной ризе для иконы-здания.
Характерные арочные элементы — кокошники — венчают главный купол, ярус звона колокольни и алтарные апсиды. Они символизируют пламенную молитву, устремление ввысь, к небесным силам. Эта идея подчеркивается изображениями серафимов на фасадных арках и символами райских птиц над цветным изразцовым карнизом, опоясывающим храм.
Пространство и конструкция: путь к молитве
«Царственность» архитектуры выражена не только декором, но и пространственным решением. Центральная часть храма (четверик) — просторная, двухсветная и не имеет внутренних опор. Она перекрыта уникальной системой перекрещивающихся арок, что создает ощущение крестообразного свода и отсылает к таинству Крещения уже на уровне конструкции.
Выстроенная «кораблем» композиция из колокольни, трапезной, основного объема и алтаря создает ощущение величественной и неспешной последовательности. Движение прихожанина начинается от небольшой западной паперти, продолжается через освещенный притвор колокольни и полумрак трапезной к яркому и высокому основному пространству храма, увенчанному световым барабаном. Этот постепенный переход настраивает человека на глубоко молитвенный лад, помогая укрепить веру.
Колокольня решена в классических русских традициях: четыре мощных столпа несут не только балки для колоколов, но и луковичную главку на арочном основании, напоминающем небольшую часовню.
Уникальные черты, навеянные местом
Одной из новаторских для современного храмостроительства черт стало использование лоджий, что продиктовано теплым сочинским климатом и «царским» статусом постройки. Близость моря нашла отражение в круглых окнах-иллюминаторах на колокольне, в самой форме храма-«корабля», а также в круглых пилястрах, напоминающих корабельные мачты.
Каждый вход в храм, подобно маяку, акцентирован позолоченной главкой на барабане. Такой же «маяк» венчает и центральную алтарную апсиду.
Единство внешнего и внутреннего
Автор подчеркивает, что уникальность фасадного решения — мозаичные иконы, изразцы, резной декор — должна быть полностью перенесена во внутреннее убранство строящегося храма. Только целостность и единство художественного образа могут создать подлинно духовную атмосферу и избежать разочарования, соответствующего «младенческой вере».



