Анализ воздуха в салоне Boeing 737-800: от духоты на земле до свежести на эшелоне


В рамках цикла исследований о качестве воздуха в общественном транспорте я провёл замеры во время полёта в Сочи и обратно. Для этого использовался портативный логгер AirVisual Node, фиксирующий уровень углекислого газа (CO2) и концентрацию микрочастиц пыли PM2.5. Результаты обоих рейсов оказались практически идентичными и выявили критическую проблему: пока двигатели самолёта не работают, в салоне царит невыносимая духота. Впервые за всю практику измерений я зафиксировал концентрацию CO2, превышающую 4000 ppm, при том что комфортной и безопасной для здоровья считается отметка ниже 1000 ppm.

Давайте детально разберём, как работает система вентиляции на борту воздушного судна и насколько эффективно она справляется со своей задачей. Поехали!

Методология измерений

Для сбора данных применялся автономный прибор AirVisual Node, оснащённый встроенной памятью и аккумулятором. Он записывает показатели каждые 10 секунд, что позволяет построить детальный график изменений. Логгер измеряет два ключевых параметра: содержание углекислого газа и количество взвешенных частиц PM2.5.

Условия и результаты эксперимента

Ниже представлена визуализация данных, полученных вечером 31 октября 2017 года на рейсе UT268 авиакомпании «ЮТэйр» по маршруту Сочи-Москва. Самолёт — Boeing 737-800 (бортовой номер VQ-BJG, год выпуска 2002), пассажирская загрузка составляла 100%. Подробнее о воздушном судне можно узнать по ссылке.

В отличие от метро, уровень загрязнения воздуха микрочастицами пыли PM2.5 в аэропорту и на борту оказался пренебрежимо малым, поэтому эти данные не приводятся. Для чистоты эксперимента датчик был размещён в кармане рюкзака, а во время полёта — в кармане кресла перед пассажиром, чтобы исключить прямое воздействие выдыхаемого воздуха.

Ключевые выводы по графику CO2

График наглядно демонстрирует, что до запуска основных двигателей воздух в салоне практически не обновляется. Несмотря на то, что за подачу воздуха на земле должна отвечать вспомогательная силовая установка (ВСУ), её мощности явно недостаточно для обеспечения пассажиров свежим воздухом. Ситуация кардинально меняется после взлёта: когда самолёт набирает крейсерскую высоту, концентрация CO2 стабильно держится в безопасной зоне. Однако перед началом снижения для посадки уровень углекислого газа снова начинает расти, и в салоне вновь становится душно.

Пояснение к зонам на графике:
Зелёная зона — фоновый уровень CO2 в атмосфере (около 400 ppm).
Синяя зона — удовлетворительная концентрация (до 1000 ppm), оптимальной считается менее 700 ppm.
Фиолетовая зона — уровень, при котором длительное нахождение вредно для здоровья.

Если сопоставить график концентрации CO2 с данными о высоте и скорости полёта (доступны в логах FlightRadar24), чётко видна прямая зависимость. После запуска двигателей уровень углекислого газа резко падает и остаётся низким на протяжении всего полёта на эшелоне, повышаясь только на этапе снижения.

Любопытные детали

На графике также можно заметить и другие закономерности. Например, резкий скачок CO2 в накопителе перед выходом на посадку и в аэропортовом автобусе — это ожидаемо, так как много людей находится в замкнутом пространстве. На борту чётко видны моменты раздачи воды и еды, когда активность пассажиров возрастает. В остальное время часть людей спит, что снижает общее количество выдыхаемого углекислого газа.

Главный вывод: вспомогательная силовая установка не обеспечивает эффективную вентиляцию салона на земле.

Бонус: воздух в такси

Отдельного внимания заслуживает поездка в такси после прилёта. Почему-то многие водители отключают не только кондиционер, но и салонный вентилятор. Если экономию на кондиционере ещё можно как-то понять, то отказ от вентилятора, потребляющего минимум энергии, нелогичен. При медленном движении (например, по территории аэропорта) естественного потока воздуха недостаточно. Это подтвердилось в эксперименте: когда в новой Skoda Octavia находилось четыре человека, концентрация CO2 за несколько минут достигла 1200 ppm. Как только автомобиль выехал на трассу и развил скорость 80 км/ч, воздух быстро очистился (на графике видна даже короткая остановка на светофоре).

В планах — провести аналогичные замеры на других типах воздушных судов, пока в моей практике встречались только Boeing 737.

Полезные материалы

• Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК
• Чем мы дышим в наземном транспорте Москвы
• Как лишиться работы за статью «Пыль и углекислый газ в общественном транспорте Москвы»

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!


Добро пожаловать в раздел «В Саде»! Меня зовут Егор, и здесь я делюсь полезными знаниями и практическими советами по уходу за растениями, ко...
Наливной 3Д пол своими руками: пошаговая инструкция, материалы (фото и видео) в фотографиях. Фото Для современного и стильного интерьера...
Истоки концепцииИдея для оформления этой ванной комнаты родилась после путешествия в Чикаго. Архитектурный облик города, с его четкими линия...
21 июля 2017 Освещение Разработка интерьера магазина — это комплексная задача, где планирование освещения играет ключевую роль наравне с рас...
Как правильно установить розетку дома: подробная инструкция в фотографияхНеобходимость перенести существующую розетку или установить новую в...
Погружение в холодную воду после парной – многовековая традиция После посещении бани важным этапом является погружение в холодную воду....
Без дивана обходится редкая обстановка гостиной. Он является гарантом уюта её атмосферы, а зачастую вообще становится акцентным элементом. ...
Введение: Почему выбор клея так важен для качественного ремонтаОсуществление мечты о собственном уютном доме неизбежно связано с ремонтными ...