Чем мы дышим в самолёте на примере Boeing 737-800

Чем мы дышим в самолёте на примере Boeing 737-800
Продолжаю изучать воздух, которым мы дышим в общественном транспорте. Недавно мы летали в Сочи и я взял с собой логгер концентрации углекислого газа и пыли AirVisual Node. Я провёл два замера по пути туда и обратно — результаты оказались полностью идентичны. К сожалению, пока не запущены двигатели, в пассажирском салоне самолёта дышать нечем. Впервые в моей практике я увидел концентрацию углекислого газа в воздухе более 4000 ppm (при норме менее 1000).

Итак, давайте разбираться хорошо ли работает ли вентиляция в самолёте. Полетели!


Напомню, что для измерений я использую автономный логгер AirVisual Node. Он умеет измерять концентрацию углекислого газа (СО2) и количество микрочастиц пыли (PM2.5). У него есть встроенный аккумулятор и память для сохранения результатов измерений. Замеры проводятся каждые 10 секунд, что позволяет получить очень точный график изменений параметров в течение периода измерений.

Ниже привожу визуализацию замеров по концентрации СО2 сделанную вечером 31 октября 2017 года во время полёта по маршруту Сочи-Москва на рейсе UT268 авиакомпании ЮТэйр (100% загрузка пассажирами). Воздушное судно — Boeing 737-800 (737-8AS) с бортовым номером VQ-BJG. Самолёт выпущен в 2002 году. Чуть больше информации о нём можно узнать здесь.

Концентрацию пыли не публикую, т.к. измерения показали, что в отличие от метро, в аэропортах и на борту опасных микрочастиц пыли PM2.5 обнаружено не было. Пока я перемещался сенсор находился в боковом кармане рюкзака, а в самолёте был установлен в кармане впередистоящего кресла. В обоих случаях на него было исключено прямое выдыхание воздуха.

Из графика можно видеть, что до тех пор, пока в самолете не запущены основные двигатели дышать попросту нечем. Говорят, что вспомогательная силовая установка (ВСУ) должна обеспечивать подачу свежего воздуха в салон, но наглядно видно, что её производительности совершенно недостаточно, чтобы обеспечить пассажиров свежим воздухом. Что касается полёта, то пока самолёт находится на эшелоне, то всё просто превосходно. Только перед посадкой в салоне снова становится душно.

Зеленая зона — уличный фон на планете в настоящий момент (примерно 400 ppm).
Синяя зона — удовлетворительная концентрация СО2 (до 1000 ppm), идеальной считается концентрация менее 700 ppm.
Фиолетовая зона — вредно долговременное пребывание.

Чем мы дышим в самолёте на примере Boeing 737-800

Можете сопоставить изменение концентрации СО2 на борту с графиком высоты и скорости полёта. Его можно посмотреть в логах полёта на FlightRadar24 вот здесь (в логах время UTC, на графике — московское). Очень хорошо видно, что СО2 моментально начал снижаться после запуска основных двигателей и стабильно удерживался в удовлетворительной зоне (до 1000 ppm) вплоть до начала снижения перед посадкой.

Что еще интересного можно увидеть на графике? Душный накопитель перед стойкой выхода на посадку и автобус на лётном поле — это и так очевидно, много паксов в тесном замкнутом пространстве надышали. На борту хорошо заметен момент, когда разносят воду и еду (в остальное время часть пассажиров спит и выдыхает меньше СО2, чем в режиме бодрствования).

Вспомогательная силовая установка совершенно бесполезна и не способна обеспечить свежий воздух в салоне.

В финале стоит обратить на поездку в такси. Абсолютно все таксисты почему-то ездят с выключенной климатической установкой. Я ещё могу понять, что они пытаются экономить топливо и не используют кондиционер, но обычный салонный вентилятор потребляет чуть менее, чем ничего. Зачем они его выключают?

Ведь при малой скорости движения набегающего потока воздуха недостаточно для нормальной вентиляции салона. Это хорошо заметно, что как только в салоне автомобиля (к слову, это была новая Skoda Octavia с пробегом всего 17 тысяч километров) расположилось 4 человека (включая водителя) и мы медленно двигались по территории парковки аэропорта до шлагбаума на выезде — концентрация СО2 очень быстро выросла до 1200 ppm. После этого мы поехали по трассе на скорости 80 км/ч и в салоне воздух был свежим (хорошо заметен момент, когда мы остановились на светофоре на несколько секунд).

По возможности попробую провести измерения концентрации СО2 и на других самолётах, но пока мне попадаются только Боинги 737.


Материалы по теме:
• Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК
• Чем мы дышим в наземном транспорте Москвы
• Как лишиться работы за статью «Пыль и углекислый газ в общественном транспорте Москвы»


Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!