Обновлено: 6 мая 2018 г.
Есть тонкая грань между ремеслом и искусством. Хобби — это делать что-то с любовью, но без мастерства. Ремесло — владеть навыком, но без души. Искусство же рождается там, где виртуозное умение встречается с искренней страстью. Именно этот союз и определяет творчество канадского мастера Берни Митчелла.
Несовершенство как высшая форма мастерства
Гипсокартон традиционно используют для создания безупречно ровных, гладких поверхностей. Однако если оценивать работы Берни Митчелла по стандартам строительной отделки, они покажутся полной противоположностью идеалу. Его стены далеки от гладкости — они живые, фактурные, наполненные историями. И в этом заключается его гений: Митчелл превратил утилитарный материал в средство для высокого искусства.
Свой путь он начал в 1990-х как простой шпаклёвщик. Сначала его заинтересовала игра света на слоях штукатурки разной толщины. Затем, в поисках текстуры, он стал экспериментировать с подручными средствами — стеблями злаков и ветками, оставляя на влажном гипсе причудливые отпечатки. Со временем эти эксперименты переросли в создание масштабных скульптурных панно.


Дикая природа как главный вдохновитель
Путешествия по суровым и величественным ландшафтам Колумбии, Аляски и побережья реки Юкон оставили глубокий след в душе мастера. Дикая, нетронутая природа этих мест стала неиссякаемым источником образов. В своих работах Берни Митчелл часто запечатлевает дух Севера: мощных волков, грациозных лошадей, вольных птиц и преданных ездовых собак, будто бы выступающих прямо из стены.


Философия материала: гипс, свет и тень
У мастера нет строгих рецептов. Он описывает рабочую массу как «правильную грязь» — она должна быть достаточно пластичной, чтобы держаться на вертикальной поверхности, и одновременно плотной, чтобы не сползать под собственной тяжестью.


Важнейший принцип его творчества — отказ от красок. Во-первых, гипс — материал нежный, и краска может разрушить тончайшую деталировку. Но главная причина эстетическая: Берни Митчелл считает, что его скульптуры оживляет не цвет, а свет. Игра света и тени на рельефе создаёт динамику, заставляет изображение меняться в течение дня, наполняя его дыханием и движением.

«Рельеф — это то, что всегда реагирует на свет. Я не устаю наблюдать, как мои скульптуры меняют свой облик в течения дня».


Наследие мастера
Сегодня Берни Митчелл живёт с семьёй в Онтарио. Его жизнь по-прежнему тесно связана с природой: он любит путешествовать на каное из кедра, которое построил своими руками. Стремясь передать своё уникальное мастерство, в свободное время он пишет учебные пособия и создаёт видеоуроки, вдохновляя новое поколение художников видеть волшебство в простом материале и обычной стене.
Читайте также Зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать