Игорь Куркин – дизайнер, для которого искусство неотделимо от интерьера, а строгий расчет служит фундаментом для творческих экспериментов. С более чем десятилетним опытом он создает пространства, где эстетика встречается с функциональностью, а его проекты регулярно попадают на страницы ведущих профильных изданий.
Кажется, что в сутках Игоря Куркина больше 24 часов. Помимо основной работы над интерьерами, он успевает заниматься предметным дизайном, выступать на международных выставках, вести образовательный блог и курсы, оставаясь при этом действующим членом «Союза дизайнеров и архитекторов России». В его характере удивительным образом сочетаются техническая дисциплина и тонкое художественное восприятие. Он не ограничивает себя одним стилем, но среди его предпочтений – французский модерн, неоклассика, эклектика и индустриальная эстетика. Главный критерий успеха для него – стопроцентное выполнение задачи и глубокое личное удовлетворение от результата.
В 2018 году Игорь вошел в сотню лучших архитекторов и дизайнеров России по версии журнала AD, выпустив три авторские предметные коллекции. В интервью для all4decor он рассказал о своем пути в профессию, философии работы, поделился взглядом на развитие дизайна и дал практические советы тем, кто только начинает свой творческий путь.
От бизнеса к призванию: как все начиналось
Игорь, что побудило вас отказаться от успешного бизнеса в области коммерции и целиком отдаться дизайну? Какой была отправная точка вашего творчества?
Интерес к дизайну интерьеров у меня был с детства, хотя в семье, где все были военными, это казалось необычным. Дед – маршал, отец – полковник, и мой путь, как предполагалось, тоже лежал в армию. Однако 90-е годы все изменили. Мама ушла из науки в коммерцию, и я, еще школьником, стал частью семейного бизнеса. Первые же собственные деньги я потратил на переделку своей комнаты. Позже, стремясь к независимости, я ушел из родительского дела, работал в туризме, много путешествовал, а вернувшись, занялся своим бизнесом и получил высшее образование.
Переломный момент наступил, когда у меня появилось первое собственное жилье, которое я обустроил сам. Друзям понравился результат, и они стали обращаться за советами. Постепенно круг «клиентов» расширился до незнакомых людей. Решающим толчком стало знакомство с творчеством Анны Эрман, которой я всегда восхищался, и первое коммерческое предложение по дизайну. Взявшись за тот проект, я понял – это то, чем я хочу заниматься всю жизнь.
Уроки мирового дизайна
Вам посчастливилось получить профессиональное образование в Милане. Итальянский дизайн ценится во всем мире за его эстетику и функциональность. Чему еще стоит поучиться у итальянцев?
Я считаю, что для дизайнера важнее всего насмотренность, внимание к деталям и умение видеть взаимодействие человека с пространством. Если говорить об интерьерных школах, то, возможно, французская или шведская традиции, а также современная английская школа иногда даже интереснее итальянской. Но итальянцы – непревзойденные коммерсанты и промоутеры. Их предметный дизайн действительно лидирует в мире, и их стратегия – это «дизайн на экспорт».
У нас в России пока другой этап: мы больше сфокусированы на творческой, а не на коммерческой составляющей. Главный урок, который можно у них перенять, – это умение находить баланс между искусством и бизнесом.
Работа в команде и личный контроль
Вы предпочитаете работать над проектом в одиночку. В чем преимущества такого подхода? Как вам удается все успевать и контролировать?
Работа в одиночку – это скорее следствие гиперответственности и нежелания делегировать, чем осознанный выбор. Но я учусь. Когда в работе больше пяти проектов, тотальный личный контроль становится непозволительной роскошью. Чтобы сохранить авторский взгляд и качество, необходимо привлекать узкопрофильных специалистов и формировать команду. Сейчас я уже веду проекты не один, а с помощниками, передавая им технические задачи.
Дизайн завтрашнего дня
Помимо интерьеров вы занимаетесь предметным дизайном. Расскажите об этой области вашей деятельности. С какими материалами предпочитаете работать, каких принципов придерживаетесь? Что, на ваш взгляд, будет востребовано в области предметного дизайна в будущем?
Предметный дизайн – это естественное продолжение работы над интерьером. Создать по-настоящему авторское пространство, используя только серийные вещи, почти невозможно. Я очень люблю работать с металлом – многие мои успешные предметы сделаны именно из него. В будущем, как и сейчас, будет важно не только то, как предмет выглядит, но и то, как он функционирует. Искусственный интеллект уже способен генерировать уникальные формы, но без человеческого участия не обойтись. Будущее – за интуитивным дизайном, который не требует инструкций по использованию.
Обмен опытом с коллегами
Вы регулярно читаете лекции и участвуете в мастер-классах в рамках программы «Доступное образование дизайнерам». Кому адресованы эти курсы – профессионалам или любителям? Как опыт преподавания влияет на ваше творчество?
Я не считаю себя преподавателем в классическом смысле. Я делюсь личным опытом и собственными наработками, и предпочитаю делать это для профессиональной аудитории. Эти выступления дарят массу положительных эмоций, особенно когда чувствуешь вовлеченность слушателей. Обсуждение конкретных кейсов с коллегами часто подсказывает интересные решения для моих собственных проектов.
Кому не стоит идти в дизайн?
С каждым годом в России растет интерес к интерьерному дизайну. Многие люди получают дополнительное образование и полностью меняют свою деятельность. Всем ли стоит так рисковать? Ведь успешными становятся лишь единицы. Кому не стоит заниматься дизайном?
Дизайном точно не стоит заниматься тому, кто видит в этой профессии лишь способ легко и быстро заработать. Еще хуже – воспринимать ее как череду вечеринок и красивых картинок. Со стороны часто видна только парадная, презентационная часть работы, которая составляет лишь малую долю реального процесса. Основная же часть – это кропотливый труд, расчеты, переговоры и решение неожиданных проблем.
Творчество в рамках типовой планировки
С какими проблемами дизайнерам приходится сталкиваться чаще всего, создавая проекты в многоквартирных домах? Как добиться эксклюзивного результата, если менять планировку нельзя?
Не всегда задача – создать нечто уникальное и эпатажное. Чаще клиент хочет современный, комфортный и стильный интерьер за разумные деньги. Задача дизайнера – выполнить этот запрос, привнеся в проект свою авторскую эстетику, не противоречащую желаниям заказчика. Работа в типовом жилье имеет свою специфику: строгие планировочные ограничения, с одной стороны, усложняют задачу, а с другой – заставляют включать фантазию и находить нестандартные декораторские ходы. Мое правило – не бороться с архитектурой изначальной планировки, а использовать ее как данность, ведь в ней уже заложены необходимые нормы и логика.
Как заявить о себе начинающему дизайнеру
Посоветуете молодым дизайнерам, как правильно заявить о себе и найти заказчиков?
Самое главное – оставаться верным себе и создавать то, что на все сто процентов нравится вам самим. Относитесь к каждому проекту как к единственному в карьере, который может либо вас прославить, либо, наоборот, поставить крест на репутации. Качество и искренность в работе – лучшая реклама.
Душа дома
Без чего вы не мыслите идеальный интерьер? Назовите главные акценты, присутствующие в оформлении вашего дома.
Для меня не существует интерьеров без искусства. Именно произведения искусства – живопись, скульптура, арт-объекты – становятся душой дома, наполняют его эмоциями и смыслом.
Эволюция российского дизайна
Вы в профессии уже более 10 лет. Изменился ли, на ваш взгляд, российский интерьерный дизайн с начала 2000-х? Что уже сделано, а над чем предстоит еще поработать?
Изменения просто колоссальные. Дизайн стал значительно более профессиональным и осмысленным. Выросло целое поколение дизайнеров с отличным образованием и широким кругозором. Осталась одна, но глобальная задача – сформировать наш уникальный, узнаваемый Русский стиль, создать национальную дизайнерскую школу, которая будет отражать нашу идентичность и культуру.