Литература как отражение эпохи
Писатели, описывая свою современность, используют реалии, понятные их читателям. Однако со временем многие детали, имена и факты стираются из коллективной памяти. Это естественный исторический процесс. Именно поэтому читатели 1927 года, открывая роман Ильфа и Петрова «12 стульев», без труда понимали, о каком гарнитуре идёт речь. Мебель из мастерской механика и краснодеревщика Гамбса была синонимом высшего престижа, украшая не только дома богатых обывателей, но и императорские дворцы Петербурга.
Диалог из романа, где теща напоминает Ипполиту Матвеевичу о «гамбсовском» гарнитуре, был для современников абсолютно прозрачен. Им не требовалось объяснений, почему именно в стул работы этого мастера были зашиты бриллианты мадам Петуховой. Даже небольшая этажерка от Гамбса в скромном общежитии резко повышала статус её владельца, что красноречиво говорит о силе этого бренда.
Основатель династии: от Пруссии до Петербурга
История легендарной мастерской началась при Екатерине II. Гамбс-старший прибыл в новую столицу Российской империи, сопровождая крупный мебельный заказ для императрицы. Впечатлённый перспективами, он остался в Петербурге и в 1790 году открыл собственную мастерскую-магазин. Предприимчивый пруссак сразу же заявил о себе, разместив объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». В нём он, представляясь учеником знаменитого мастера Давида Рентхена, извещал публику об открытии магазина на Невском проспекте и подчёркивал, что, несмотря на значительные вложения, будет продавать мебель «за самые сходные цены», но только за наличные деньги.
Секреты успеха: почему Гамбс стал легендой
Почему же мебель Гамбса упоминалась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева, а позже стала ключевым элементом сюжета у Ильфа и Петрова? Успех строился на нескольких незыблемых принципах.
Бескомпромиссное качество. Мастер использовал только дорогие породы дерева как для внешней отделки, так и для внутренних, невидимых глазу элементов. Халтура была исключена даже в мелочах.
Новаторство в декоре. Гамбс применял оригинальные приёмы оформления: бронзу, фарфор, зеркала и лаковые миниатюры, которые раньше украшали лишь мелкие предметы вроде табакерок. Для обивки шёл только бархат, шёлк или качественная кожа.
Механика и секретность. Инженерные знания позволяли мастеру создавать бюро и секретеры с множеством потайных отделений и сложных механизмов. Секреты таких «сейфов» знали только изготовитель и заказчик, что делало мебель особенно ценной.
Мода и функциональность. Мастер тонко чувствовал веяния европейской моды, но никогда не жертвовал практичностью. Он создавал настоящие трансформеры своего времени — функциональные и изящные шедевры.
Имперский заказ и взлёт популярности
Эти качества пришлись как нельзя кстати после того, как император Александр I в начале XIX века запретил ввоз предметов роскоши, включая мебель, из-за границы. Целью было удержание денег внутри страны. Этот указ сделал мастерскую Гамбса главным поставщиком роскоши для столичной элиты. Очереди из желающих обставить свои дома «гамбсовской» мебелью не иссякали, несмотря на высокие цены. Имя Гамбс стало гарантией не только качества, но и безупречного вкуса владельца.
Свидетельством высочайшего признания служит тот факт, что мебель мастера стояла в личных покоях императора. В кабинете Александра I в Екатерининском корпусе Петергофа до сих пор можно увидеть несколько предметов его работы. Среди них — изящная угловая тумба («угольник») из красного дерева с позолоченными бронзовыми накладками и секретер, на котором установлены часы работы Роберта Гайнама в корпусе от Гамбса.
Фото автора
Фото автора
Часы стоят на секретере, украшенном геометрическим пояском из латуни и гермами на углах под столешницей.
От романа к кинематографу: мистика продолжается
Обращаясь к «12 стульям», Ильф и Петров сделали тонкую отсылку, спрятав сокровища именно в стул рокайльных форм работы Гамбса. Подобные предметы можно было встретить, например, в гостиной императрицы Марии Александровны в Ливадийском дворце, что говорит об отличном вкусе писателей.
Гостиная Марии Александровны в старом Ливадийском дворце в Крыму.
Интересно, что когда Леонид Гайдай решил экранизировать роман, воссоздать легендарный стул в СССР не удалось. Никто из советских мебельщиков не взялся за эту сложную работу, и режиссёру пришлось заказывать стулья... в Арабских Эмиратах. В этом есть некая мистическая ирония, учитывая, что множество подлинных работ Гамбса хранится в музеях-заповедниках Царского Села, Павловска и в Эрмитаже.
Таким удивительным образом через столетия пересеклись вкусы российской императрицы Екатерины Великой и советских сатириков. Мебельный бренд Гамбс, рождённый в XVIII веке, стал культурным мостом, объединившим, казалось бы, несовместимые эпохи.
#история государства российского #интересные факты о кино #любимые фильмы #мебель для кухни #удивительные люди
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: От Екатерины Великой до Ильфа и Петрова - а всему виной их любовь к красивой мебели.