Бытовая реставрация мебели: почему её не признают мастера «старой школы»

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Повод для размышлений

Идеи для моих статей часто подсказывают комментарии на сайте. На этот раз вдохновением стал отзыв под коротким видео, где я работала над венгерским столиком. Всего 18 секунд, но комментатор уже сделал выводы о моём уровне мастерства, назвав меня «дэкупажницей» и предположив, что я просто перекрашиваю мебель «унылым бытовым лаком».

Судя по тону, этот человек, вероятно, принадлежит к так называемой «старой школе» реставраторов. Это натолкнуло меня на мысль подробнее объяснить разницу между подходами к восстановлению старых вещей.

Фото из интернета

Два мира реставрации: музейная и бытовая

Согласно классическому определению, реставрация (от лат. restauratio — восстановление) — это комплекс мер по сохранению памятников материальной культуры, предотвращению их разрушения и раскрытию их исторических свойств.

Музейная реставрация — это высший пилотаж. Её цель — консервация, максимальное сохранение аутентичного вида предмета и замедление процессов старения. Здесь используются только исторически точные материалы и техники: тот же состав клея, тот же лак, те же породы дерева, что и у автора.

Фото из интернета

Однако в обычной жизни у нас редко бывают музейные экспонаты. Чаще — это любимая, качественная, но потрёпанная временем мебель, которую хочется вернуть к жизни, чтобы ей снова можно было пользоваться.

Суть бытовой реставрации

Вот здесь на помощь приходит бытовая (или функциональная) реставрация. Её главная задача — восстановить практическую ценность предмета, сделать его снова удобным и красивым в повседневном обиходе.

Моя работа

Этот подход даёт свободу для творчества и использования современных материалов: прочных клеев, долговечных лаков, эффективных смывок. Можно экспериментировать с техниками и составами, чтобы добиться лучшего результата для конкретных условий эксплуатации.

Конфликт подходов и мнений

Комментатор сравнил реставрацию с хирургией, заявив, что подготовка профессионала требует огромных затрат. И он прав, но только в контексте музейного дела. Мы же говорим о другом — о возвращении вещи в строй.

Представители «старой школы» часто скептически, а иногда и пренебрежительно относятся к современным материалам и, что особенно важно, к самоучкам. Им сложно принять, что эффективные клеи и покрытия могут быть не только у мастеров с дипломом.

Моя работа

Моя работа

Путь самоучки

Я — не профессиональный реставратор с образованием.

Обратите внимание: Почему шкаф купе делает жизнь удобнее?.

Я самоучка, которая три года ежедневно учится на практике, собирая знания по крупицам и исправляя свои ошибки. Например, я самостоятельно освоила сложную технику маркетри — мозаику из шпона ценных пород дерева, хотя один мастер утверждал, что без учителя это невозможно.

Тумба в технике маркетри. Моя работа

Детали

Главное — начать и не бояться

Поэтому я всегда поддерживаю тех, кто решается на свой первый проект — будь то стул или тумбочка. Пусть результат неидеален, но это реальный шаг вперёд. Следующая работа будет лучше. Критиковать, сидя на диване, может каждый, а вот взять в руки инструмент и с терпением довести дело до конца — это уже достижение.

Благодарю за внимание и прошу прощения, если текст получился немного эмоциональным.

Ваши Ожившие Деревяшки.

#реставрация #реставрация мебели #моя работа #статья для дзена #мои мысли #самоучка #винтажная мебель #антиквариат #культура #наука и образование

Больше интересных статей здесь: Мебель.

Источник статьи: Бытовая реставрация и почему ее не воспринимают мастера "старой школы".