Здание Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в районе Старая Деревня долгое время не привлекало моего внимания. Местность казалась мне слишком суетливой из-за вечно загруженного железнодорожного переезда и соседства с торговым центром. Однако все изменилось, когда я случайно увидела фотографию петроглифов на его стенах в интернете. Оказалось, что в двадцати минутах от моего дома скрывается целый мир, о котором я не подозревала.
РХЦ со стороны Заусадебной улицы
Приехав на экскурсию заранее, я успела осмотреть просторный, почти пустынный вестибюль. Масштабы центра поражают: его площадь составляет 35 тысяч квадратных метров. Перемещались мы по нему на огромном грузовом лифте, а вокруг царила особая атмосфера — бесконечные коридоры с массивными стальными дверями, электронными замками и помещениями без окон, где под строгим климатическим контролем хранятся бесценные сокровища.
Вестибюль РХЦ "Старая Деревня"
Экскурсия получилась практически индивидуальной, что позволило глубоко погрузиться в историю каждого экспоната. Фотографировать внутри, к сожалению, запрещено, так как многие предметы еще не были представлены широкой публике, что только добавляло ощущения причастности к чему-то особенному.
Сокровища Востока и старинные иконы
Первый зал, Восточный, встретил нас монументальной дверью усыпальницы Тамерлана XIV века из Самарканда. Высота в три метра, тончайшая резьба, инкрустация слоновой костью — это та самая дверь, которую запечатлел на своей картине «У дверей мечети» художник Василий Верещагин. Подлинник, согретый когда-то солнцем Средней Азии, произвел куда более сильное впечатление, чем его художественная интерпретация.
В.В. Верещагин "У дверей мечети". Репродукция с сайта https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures
Не менее впечатлили и восточные украшения. Набор наложницы эмира с необработанными рубинами, изумрудами и жемчугом поражал не столько стоимостью, сколько изяществом и туманным блеском. Особый интерес вызвали традиционные халаты с невероятно сложной вышивкой и настенные ковры, которые девочки начинали готовить в качестве приданого с восьми лет.
В хранилище икон внимание привлек образ Параскевы Пятницы. Своими алыми, динамичными одеждами и выразительным ликом она напомнила мне скорее героиню эпохи Возрождения, чем традиционный смиренный лик святой. Отдельный рассказ был о ростовых, или «мерных», иконах, которые заказывали при рождении ребенка. Высота такой иконы соответствовала росту младенца, а на обороте указывалась дата его появления на свет — трогательная и очень личная традиция, доступная, впрочем, не каждой семье.
Инсталляция в холле РХЦ
Бальные платья и мебель с историей
Хранилище костюмов — это огромное пространство, где на манекенах демонстрируются наряды, а в специальных комодах, защищенных от света, покоятся платья разных эпох. Особое место занимают костюмы с легендарного костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце, устроенного по инициативе императрицы Марии Федоровны. Каждый образ тщательно прорабатывался с художниками, и только после утверждения эскиза приступали к шитью. Прониклась историей, глядя на платья Юсуповых, Николая II и его супруги — люди ушли, но их изысканная одежда продолжает рассказывать свои истории.
Игральные карты с изображением костюмов бала 1903 года в Зимнем дворце
Мебельное собрание не менее разнообразно: от предметов с потертой, нетронутой реставрацией обивкой до сияющих новым лаком шедевров. Туалетные столики из дворца Юсуповых, кресла из Павловска, знаменитая мебель Гамбса, которую невозможно не узнать — ряд из двух десятков стульев мгновенно вызвал в памяти образы Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Апофеозом зала стал гигантский шкаф Петра I высотой более трех метров, который так и не был собран в России из-за отсутствия потолков нужной высоты.
Один из японских светильников 17 века, доставленных в Зимний дворец для будущего императора Николая II в дар
Императорские экипажи и принцип открытого хранения
Завершилась экскурсия в зале карет. Центральное место здесь занимает коронационная карета, заказанная еще Петром I в Европе. Массивная, без ступенек и с замком, который не открыть изнутри, она служила нескольким российским монархам, включая Екатерину I. Рядом — легкие изящные сани, в которых Екатерина Великая любила стремительно кататься с гостями, а также экипажи Николая II и необычная круглая карета для неторопливых бесед.
Коронационная карета Екатерины I
Сани Екатерины Великой и карета Александры Федоровны
Императорские экипажи
Важно понимать, что РХЦ «Старая Деревня» — это не классический музей, а фондохранилище с принципом открытого хранения. Экспонаты здесь сгруппированы не по хронологии или стилю, а так, как они хранятся: рядом с бальным платьем может стоять стул, а около карет — элементы траурной процессии. Здесь постоянно идет ротация предметов, проводятся лекции и мастер-классы, что делает это место живым и динамичным центром культуры.
Эта экскурсия открыла для меня совершенно иной, скрытый от глаз публики Эрмитаж — место, где история обретает tangible форму и продолжает жить. Это определенно то, о чем хочется рассказать.
Спасибо, что прочитали!
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: Экскурсия в рхц «Старая Деревня», о которой хочется рассказать.



