Как-то читатели меня вполне справедливо упрекнули: вы, мол, Юля, музеи фарфора и хрусталя показываете, а про вашу любимую мебель умалчиваете! Хотим про мебелЯ!
Я бы с радостью, но это такой объёмный труд выйдет, что в России его осилил лишь один человек.
Раньше в Москве существовал частный музей мебели, теперь он не работает. А найти в одном месте образчики всех стилей, да ещё и создававшейся именно в России мебели, проблематично.
Тем более - увы- исторически сложилось, что мебельное ремесло в России возникло поздно, было слабым, идеи в основном заимствовались, а действительно уникальные образцы сохранились в единичных экземплярах - слишком много было утеряно, сожжено, продано и выброшено в одной лишь первой половине ХХ века.
Мебельный гарнитур из красного дерева с бронзой, золочением и шелковой обивкой, 1900 -е гг.Но узнав, что в Петропавловской крепости работает постоянная экспозиция "Предметный мир модерна" с образцами мебели начала 20 века, я решила, что не могу упустить эту возможность. И налюбоваться вдоволь.
Мебельный гарнитур из клена, 1900-е, предположительно фабрика "Ф. Мельцер и К"(Петербург)Музей небольшой, экспонатов, как и посетителей, не много, с приглушенным светом, создающим дополнительное ощущение камерности.
Стиль модерн (он же ар-нуво во Франции, он же югендстиль в Германии и Прибалтике, он же либерти в Италии и модернизмо в Испании, он же стиль Тиффани в США) родился на стыке 19 и 20 века, просуществовав до начала Первой мировой войны. Замес родившегося на рубеже веков стиля оказался сложным: здесь и отказ от прежнего художественного стиля, и противостояние зарождающемуся миру механизации. Сочетание исключительно практичной ценности и необходимости вещей с их изяществом и красотой. Плавные линии и природные орнаменты вкупе в лаконизмом и геометричностью.Скульптура "Ирис", гипс, 1900-е, неизвестное производство
Конечно, место, где собрали весь питерский модерн, не могло обойтись без витражей с флористическими мотивами, украшавшими в ту короткую эпоху парадные лестницы особняков, доходных домов и общественных зданий. В Питере в начале 20 века существовало множество производств витражей, крупнейшим из которых - "Франк и К", Северное стекольное общество и Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество.
Витражи эпохи модерн создавались по принципу мозаики: лекала из цветных стекол собирались в свинцовую оплётку и припаивались.
В музее представлены эскизы и русинки интерьеров в стиле модерн начала века.
Но самое вдохновляющее - конечно мебель. Мебель в стиле русского модерна, пришедшая на смену массивной мебели эпохи эклектики, была легкой, украшалась растительными орнаментами, а для ее производства использовали светлые породы дерева. Тогда же появилась мода и на гарнитуры - комплекты, выполненные в едином стиле. Мебель выполнялась разборной, так что без труда проходила по узким лестницам доходных домов.
Комплект из груши, с фанеровкой и резьбой фабрики "Ф. Мельцер и К", в декоре спинок использован орнамент с гарнитура "Клематис" известного французского дизайнера Луи Мажореля Мебельный гарнитур начала 20 века из дуба и обивкой из бархата и сукна с аппликацией, производство неизвестноОдной из первых в России массовое производство мебели в стиле модерн наладила фирма "Мельцер", совладельцем которой выступал архитектор Роман Мельцер - один из лидеров питерского модерна. Именно по его проектам была осуществлена отделка нескольких интерьеров императорских дворцов, в том числе - Александровского дворца в Царском селе, Коттеджа в Петергофе, Ливадийского дворца в Крыму.
На потолке - люстра начала ХХ века из латуни, производство неизвестно На столике - каминные часы "Дружба побеждает время", изготовленные в начале 20 века на австрийской фабрике фарфора и майолики Гольдшайдера.Обратите внимание: Прихожая в стиле модерн — 150 фото интерьеров.
Ваза в виде бутона правей - Императорский Фарфоровый и стеклянный завод, начало 20 века.В это же время в моду вошли всевозможные столики и этажерки, на которых можно было разместить милые безделушки: фотографии в затейливых рамах, скульптуры, вазы.
Гарнитур - предположительно "Ф.Мельцер и К", сосна, фанеровка дубовым шпоном под красное дерево. Рама - "Ф.Мельцер и К", ольха, орех, кленКлетка для птиц - начало 20 века, латунь, дерево, фарфор, производитель неизвестенА вот и образчик знаменитой фабрики братьев Тонет - стул №511 из гнутого бука. Модель была создана австрийским архитектором, одним из основателем австрийского модерна Йозефом Хоффманом.
Стул Тонет N511Если представленная выше модель стула -- не самый привычный русскому глазу стул Тонет, то эти вазы эпохи модерн узнают многие - та самая ваза "берц", по виду напоминавшая то ли Эйфелеву башню, то ли берцовую кость, выпускавшаяся России с начала 20-го века вплоть до 50 -х годов. И ставшая одной из самых популярных вещей в стилистике модерна уже после его существования.
Впрочем, и в стекле в эпоху модерн русские заводы шли по проторённому пути. Основоположником модерна в этом направлении стал француз Эмиль Галле, основатель так называемой школы Нанси, визитной карточкой которой стали предметы из многослойного цветного стекла с травлением плавиковой кислотой и резьбой.
Ваза "Раки" - Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1903 год; ваза с сельским пейзажем (правая) - "Братья Мюллер и К", Франиция, Люневиль, после 1910 года; ваза на заднем плане - Гусевский хрустальный завод, 1914-1917 годыПозднее эту технику переняли два крупнейших хрустальных завода царской, а затем и советской России - Гусевский и Дятьковский.
Ваза на заднем плане и правая с ежевикой - Мануфактура "Братья Дом", Франция, Нанси; ваза на заднем плане левее - Мануфактура Эмиля Галле, между 1909 и 1014 годом; маленькая ваза слева - хрустальный завод "Легра и К", Сен-Дени, Франция, 1900-1914 ггА что же случилось в этот период с фарфором и фаянсом? Они стали как никогда прекрасны и отражали идею "красивой жизни в красивом доме", захватившую умы представителей модерна, пытавшихся привнести искусство в среду обитания человека.
Столовый сервиз "Маки", завод Тов. М.С.Кузнецова, фаянсПосмотрите на этот рисунок в виде ирисов на сервизе от Завода братьев Корниловых! Фарфор этой короткой эпохи, наверное, обладал самыми изящными и элегантными рисунками, без излишеств, но так красиво, что захватывает дух. Заводу Корниловых принадлежала значительная роль в разработке стилистики модерна в фарфоровой продукции, к тому же он выпускал в тот период дешевые массовые изделия, используя вместо ручной росписи деколь (переводную картину).
Столовый сервиз "Ирисы", фарфор, рельеф, подглазурная кобальтовая роспись с надглазурной подрисовкой, Завод братьев Корниловых, промежуток с 1984 по 1917 годы Правее - молочник Виллерой и Бох, левее молочник неизвестного производства из ГерманииСливочник Тов. Кузнецова со стилизованными одуванчиками, фарфор, декольЗдесь тоже не обошлось без заимствований. Фабрики товарищества Кузнецова, являвшиеся на тот момент российскими лидерами по тиражированию посуды с механическим способом нанесения рисунка, нередко скупали деколи у известных европейских производителей, например "Виллерой и Бох"
Кувшин и таз для умывания, Тов. Кузнецова, фаянс, подглазурная роспись, начало ХХ века Миска "Раки", Виллерой и Бох, 1909-1914 гг; на первом плане поднос из фарфора и металла, фабрика Макса Данхома, Нюрнберг, 1895 гДмитровский фарфоровый завод в Вербилках, тем временем, взял на вооружение изобретение английской фабрики Веджвуд - бисквитный фарфор, он же "яшмовая масса", и начал выпускать изделия с тонко моделированными рельефами в виде женских силуэтов.
А напоследок покажу еще немного света в стиле модерн начала ХХ века. Авторство большинства из них не было установлено, однако стиль - вне сомнений!
Люстра, производство Россия, начало ХХ века, латунь, стекло. Канделябр, шпиатр, литье, ФранцияНадеюсь, вам понравилась экскурсия!
#yul-питер #муз-yul #питер #модерн #фарфор #мебель #достопримечательностиспб #музеипетербурга #дизайн #антиквариат
Больше интересных статей здесь: Мебель.
Источник статьи: Модерн, ещё модерн: на что можно полюбоваться на выставке "Предметный мир модерна" в Петропавловской крепости.