Модерн, ещё модерн: на что можно полюбоваться на выставке "Предметный мир модерна" в Петропавловской крепости

Как-то читатели меня вполне справедливо упрекнули: вы, мол, Юля, музеи фарфора и хрусталя показываете, а про вашу любимую мебель умалчиваете! Хотим про мебелЯ!

Я бы с радостью, но это такой объёмный труд выйдет, что в России его осилил лишь один человек.

Раньше в Москве существовал частный музей мебели, теперь он не работает. А найти в одном месте образчики всех стилей, да ещё и создававшейся именно в России мебели, проблематично.

Тем более - увы- исторически сложилось, что мебельное ремесло в России возникло поздно, было слабым, идеи в основном заимствовались, а действительно уникальные образцы сохранились в единичных экземплярах - слишком много было утеряно, сожжено, продано и выброшено в одной лишь первой половине ХХ века.

Мебельный гарнитур из красного дерева с бронзой, золочением и шелковой обивкой, 1900 -е гг.

Но узнав, что в Петропавловской крепости работает постоянная экспозиция "Предметный мир модерна" с образцами мебели начала 20 века, я решила, что не могу упустить эту возможность. И налюбоваться вдоволь.

Мебельный гарнитур из клена, 1900-е, предположительно фабрика "Ф. Мельцер и К"(Петербург)

Музей небольшой, экспонатов, как и посетителей, не много, с приглушенным светом, создающим дополнительное ощущение камерности.

Стиль модерн (он же ар-нуво во Франции, он же югендстиль в Германии и Прибалтике, он же либерти в Италии и модернизмо в Испании, он же стиль Тиффани в США) родился на стыке 19 и 20 века, просуществовав до начала Первой мировой войны. Замес родившегося на рубеже веков стиля оказался сложным: здесь и отказ от прежнего художественного стиля, и противостояние зарождающемуся миру механизации. Сочетание исключительно практичной ценности и необходимости вещей с их изяществом и красотой. Плавные линии и природные орнаменты вкупе в лаконизмом и геометричностью.
Скульптура "Ирис", гипс, 1900-е, неизвестное производство

Конечно, место, где собрали весь питерский модерн, не могло обойтись без витражей с флористическими мотивами, украшавшими в ту короткую эпоху парадные лестницы особняков, доходных домов и общественных зданий. В Питере в начале 20 века существовало множество производств витражей, крупнейшим из которых - "Франк и К", Северное стекольное общество и Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество.

Витражи эпохи модерн создавались по принципу мозаики: лекала из цветных стекол собирались в свинцовую оплётку и припаивались.

В музее представлены эскизы и русинки интерьеров в стиле модерн начала века.

Но самое вдохновляющее - конечно мебель. Мебель в стиле русского модерна, пришедшая на смену массивной мебели эпохи эклектики, была легкой, украшалась растительными орнаментами, а для ее производства использовали светлые породы дерева. Тогда же появилась мода и на гарнитуры - комплекты, выполненные в едином стиле. Мебель выполнялась разборной, так что без труда проходила по узким лестницам доходных домов.

Комплект из груши, с фанеровкой и резьбой фабрики "Ф. Мельцер и К", в декоре спинок использован орнамент с гарнитура "Клематис" известного французского дизайнера Луи Мажореля Мебельный гарнитур начала 20 века из дуба и обивкой из бархата и сукна с аппликацией, производство неизвестно

Одной из первых в России массовое производство мебели в стиле модерн наладила фирма "Мельцер", совладельцем которой выступал архитектор Роман Мельцер - один из лидеров питерского модерна. Именно по его проектам была осуществлена отделка нескольких интерьеров императорских дворцов, в том числе - Александровского дворца в Царском селе, Коттеджа в Петергофе, Ливадийского дворца в Крыму.

На потолке - люстра начала ХХ века из латуни, производство неизвестно На столике - каминные часы "Дружба побеждает время", изготовленные в начале 20 века на австрийской фабрике фарфора и майолики Гольдшайдера.

Обратите внимание: Прихожая в стиле модерн — 150 фото интерьеров.

Ваза в виде бутона правей - Императорский Фарфоровый и стеклянный завод, начало 20 века.

В это же время в моду вошли всевозможные столики и этажерки, на которых можно было разместить милые безделушки: фотографии в затейливых рамах, скульптуры, вазы.

Гарнитур - предположительно "Ф.Мельцер и К", сосна, фанеровка дубовым шпоном под красное дерево. Рама - "Ф.Мельцер и К", ольха, орех, кленКлетка для птиц - начало 20 века, латунь, дерево, фарфор, производитель неизвестен

А вот и образчик знаменитой фабрики братьев Тонет - стул №511 из гнутого бука. Модель была создана австрийским архитектором, одним из основателем австрийского модерна Йозефом Хоффманом.

Стул Тонет N511

Если представленная выше модель стула -- не самый привычный русскому глазу стул Тонет, то эти вазы эпохи модерн узнают многие - та самая ваза "берц", по виду напоминавшая то ли Эйфелеву башню, то ли берцовую кость, выпускавшаяся России с начала 20-го века вплоть до 50 -х годов. И ставшая одной из самых популярных вещей в стилистике модерна уже после его существования.

Впрочем, и в стекле в эпоху модерн русские заводы шли по проторённому пути. Основоположником модерна в этом направлении стал француз Эмиль Галле, основатель так называемой школы Нанси, визитной карточкой которой стали предметы из многослойного цветного стекла с травлением плавиковой кислотой и резьбой.

Ваза "Раки" - Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1903 год; ваза с сельским пейзажем (правая) - "Братья Мюллер и К", Франиция, Люневиль, после 1910 года; ваза на заднем плане - Гусевский хрустальный завод, 1914-1917 годы

Позднее эту технику переняли два крупнейших хрустальных завода царской, а затем и советской России - Гусевский и Дятьковский.

Ваза на заднем плане и правая с ежевикой - Мануфактура "Братья Дом", Франция, Нанси; ваза на заднем плане левее - Мануфактура Эмиля Галле, между 1909 и 1014 годом; маленькая ваза слева - хрустальный завод "Легра и К", Сен-Дени, Франция, 1900-1914 гг

А что же случилось в этот период с фарфором и фаянсом? Они стали как никогда прекрасны и отражали идею "красивой жизни в красивом доме", захватившую умы представителей модерна, пытавшихся привнести искусство в среду обитания человека.

Столовый сервиз "Маки", завод Тов. М.С.Кузнецова, фаянс

Посмотрите на этот рисунок в виде ирисов на сервизе от Завода братьев Корниловых! Фарфор этой короткой эпохи, наверное, обладал самыми изящными и элегантными рисунками, без излишеств, но так красиво, что захватывает дух. Заводу Корниловых принадлежала значительная роль в разработке стилистики модерна в фарфоровой продукции, к тому же он выпускал в тот период дешевые массовые изделия, используя вместо ручной росписи деколь (переводную картину).

Столовый сервиз "Ирисы", фарфор, рельеф, подглазурная кобальтовая роспись с надглазурной подрисовкой, Завод братьев Корниловых, промежуток с 1984 по 1917 годы Правее - молочник Виллерой и Бох, левее молочник неизвестного производства из ГерманииСливочник Тов. Кузнецова со стилизованными одуванчиками, фарфор, деколь

Здесь тоже не обошлось без заимствований. Фабрики товарищества Кузнецова, являвшиеся на тот момент российскими лидерами по тиражированию посуды с механическим способом нанесения рисунка, нередко скупали деколи у известных европейских производителей, например "Виллерой и Бох"

Кувшин и таз для умывания, Тов. Кузнецова, фаянс, подглазурная роспись, начало ХХ века Миска "Раки", Виллерой и Бох, 1909-1914 гг; на первом плане поднос из фарфора и металла, фабрика Макса Данхома, Нюрнберг, 1895 г

Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, тем временем, взял на вооружение изобретение английской фабрики Веджвуд - бисквитный фарфор, он же "яшмовая масса", и начал выпускать изделия с тонко моделированными рельефами в виде женских силуэтов.

А напоследок покажу еще немного света в стиле модерн начала ХХ века. Авторство большинства из них не было установлено, однако стиль - вне сомнений!

Люстра, производство Россия, начало ХХ века, латунь, стекло. Канделябр, шпиатр, литье, Франция

Надеюсь, вам понравилась экскурсия!

#yul-питер #муз-yul #питер #модерн #фарфор #мебель #достопримечательностиспб #музеипетербурга #дизайн #антиквариат

Больше интересных статей здесь: Мебель.

Источник статьи: Модерн, ещё модерн: на что можно полюбоваться на выставке "Предметный мир модерна" в Петропавловской крепости.

Написать комментарий