Как правильно выбрать секционные ворота для гаража: полное руководство

Выбор ворот для гаража — это решение, которое напрямую влияет на комфорт и функциональность помещения. Среди всех вариантов секционные ворота занимают особое место. Хотя их стоимость выше средней, они предлагают непревзойденный уровень теплоизоляции и, пожалуй, являются самым удобным решением в повседневном использовании.

Устройство и принцип работы секционных ворот

Содержание статьи

  • 1 Устройство секционных ворот
  • 2 Полотно ворот: устройство, размеры, материалы
    • 2.1 Из чего делают и особенности конструкции
    • 2.2 Размеры
    • 2.3 Соединение секций
  • 3 Тип подъема
  • 4 Подъемный механизм
  • 5 Возможности автоматизации
  • 6 Внешний вид
  • 7 Способы запирания
  • 8 Дополнительные опции
    • 8.1 Остекление и вентиляционные решетки
    • 8.2 Встроенная калитка (дверь)
    • 8.3 Средства безопасности и автоматики
    • 8.4 Блок ручного подъема ворот
  • 9 Производители

Ключевая особенность секционных ворот заключается в конструкции их полотна. Оно состоит не из цельного щита, а из отдельных панелей (секций), соединенных между собой подвижными петлями. Обычно на каждое соединение приходится по три петли — по краям и в центре, что обеспечивает необходимую гибкость. По бокам каждой секции установлены ролики, которые движутся по специальным направляющим, закрепленным по бокам проема и плавно переходящим в потолочную часть.

Схематичное изображение устройства секционных ворот

Процесс открывания выглядит так: ролики, следуя по канавкам направляющих, поднимают секции вверх. Благодаря гибкому соединению, панели плавно огибают изгиб направляющей и одна за другой уходят под потолок, освобождая проем. Закрытие происходит в обратном порядке. Несмотря на простоту принципа, существует множество нюансов в конструкции, которые мы подробно разберем.

Полотно ворот: конструкция, габариты и материалы

Секции для таких ворот делятся на «холодные» (одностенные) и «теплые». Первые используются крайне редко, так как даже для неотапливаемого гаража важно иметь хоть какую-то преграду для холода. Поэтому основным выбором являются утепленные модели.

Вид секционных ворот изнутри гаража

Конструкция и материалы изготовления

Теплые секции имеют сэндвич-конструкцию: два стальных листа снаружи и слой утеплителя между ними. Сталь обычно используется оцинкованная (гальваническим методом) или, в более дорогих промышленных вариантах, нержавеющая. Лицевая поверхность для дополнительной защиты от коррозии покрывается грунтом и двумя слоями полиуретанового покрытия. Толщина металла в качественных моделях начинается от 0,6 мм.

Пример качественной сэндвич-панели для ворот

Интересное решение предлагает немецкая компания Hörmann — секционные ворота из цельной древесины, но это исключительно штучный продукт под заказ.

Ассортимент секций: от холодных до утепленных разной толщины

Производители используют разные подходы к конструкции торца сэндвич-панели. Например, ALUTECH замыкает контур специальным замком, что повышает жесткость. Другие оставляют температурный зазор для лучшей теплоизоляции и минимизации риска промерзания. Оба метода имеют свои обоснования.

Различия в технологиях разных производителей

В качестве утеплителя чаще всего применяется пенополиуретан, реже — минеральная вата. Поскольку утеплитель находится в герметичном контуре, его тип менее важен, чем теплоизоляционные свойства, где полиуретан имеет преимущество. Внутренняя поверхность металла часто покрывается лаком для защиты от коррозии и лучшего сцепления с утеплителем.

Стандартные и нестандартные размеры

Габариты могут варьироваться у разных производителей. Ориентировочные стандарты:

  • Высота одной секции: 40-60 см.
  • Толщина секции: 35-45 мм.

Из таких секций собирают ворота высотой от 1,25 м до 4 м и шириной от 1,90 м до 6,40 м. Максимальные размеры зависят от типа панелей.

Стандартная ширина гаражных ворот — до 6 метров

На складах обычно есть готовые ворота самых востребованных размеров (например, высота от 2400 мм, ширина от 2150 мм с шагом 25 см). Их главный плюс — быстрая поставка. Нестандартные размеры изготавливаются под заказ, что увеличивает срок ожидания: российские производители (DoorHan, Sedona) — 1-3 недели, белорусские (Алютех) — до 1,5 месяцев, европейские — от 2 месяцев.

Пример наличия стандартных размеров на складе

Иногда возможен компромисс — подрезка стандартного полотна до нужных размеров. Этот вариант требует согласования с производителем, чтобы не потерять гарантию.

Герметичное соединение секций

Секции соединяются петлями, а для защиты от сквозняков их торцы выполняются в форме замка «шип-паз». Дополнительно в стык часто устанавливается эластичный уплотнитель. Качественно собранные ворота эффективно защищают от пыли, влаги, ветра и холода, показывая на тепловизорах лучшие результаты, чем окна.

Герметичность стыка — залог сохранения тепла

Производители постоянно совершенствуют этот узел. Например, Hörmann внедрила систему, предотвращающую защемление пальцев, а ALUTECH размещает крепеж в вальцованном шве для повышения прочности.

Тип подъема: выбор в зависимости от конструкции гаража

Тип подъемного механизма определяется высотой притолоки — расстоянием от верха проема до потолка. Основные варианты:

  • Стандартный. Притолока от 350 до 600 мм. Базовая и самая экономичная комплектация. Подходит для ворот шириной до 7 м и высотой до 9,7 м. Отличается низкой нагрузкой на механизм и стабильной работой.
  • Пониженный. Притолока 150-350 мм. В открытом состоянии нижняя секция немного свисает, частично перекрывая проем. Бывает с расположением барабана спереди (для притолоки 220-350 мм, требует специальной направляющей) или сзади. Автоматику можно установить только на потолке.

    Основные виды подъема секционных ворот

  • Высокий. Притолока от 600 мм до 4,6 м. Позволяет компактно разместить направляющие, но требует более дорогих и мощных пружин, а также осевого привода для автоматизации. Монтаж сложнее и дороже.
  • Наклонный. Для помещений с повышающимся потолком (притолока 500-1500 мм). Самый дорогой и наименее стабильный вариант, который стоит выбирать только при отсутствии альтернатив.
  • Вертикальный. Применяется при массе полотна до 1000 кг. Бывает с верхним или нижним расположением пружины. Позволяет компактно разместить направляющие, но имеет высокую стоимость.

Окончательный выбор типа подъема лучше доверить замерщику. Для консультации заранее подготовьте точный чертеж проема со всеми размерами.

Фальшпанель — решение для увеличения притолоки

Если высота притолоки мала, а проем высокий, можно установить в верхней части проема фальшпанель. Это искусственно увеличит притолоку и позволит использовать более дешевый стандартный тип подъема.

Подъемный механизм: торсионные пружины или пружины растяжения?

Подъем секционных ворот обеспечивается силой натяжения пружин. Существует два основных типа механизмов:

  • С торсионными пружинами на валу. Вал с пружинами расположен над проемом. При открывании пружины скручиваются, накапливая энергию для последующего закрывания.

    Торсионный механизм с пружинами на валу

  • С пружинами растяжения на боковых стойках. Пружины расположены в вертикальных направляющих. При подъеме полотна они растягиваются.

Для отапливаемых гаражей лучше подходит торсионный механизм, так как он имеет больше регулировок для обеспечения плотного прилегания полотна. Однако он требует более высокой притолоки и стоит дороже. Механизм с пружинами растяжения проще в монтаже и дешевле, но рассчитан на менее интенсивную эксплуатацию.

Механизм с пружинами растяжения на стойках

Автоматизация: комфорт и безопасность

Автоматический привод избавляет от необходимости выходить из машины в непогоду. Для секционных ворот доступны два типа приводов:

  • Потолочный (цепной/тросовый). Крепится к потолку и соединяется с подъемным механизмом тросом или цепью. Более бюджетный вариант, подходит для стандартного, пониженного и наклонного подъема.

    Два типа приводов: потолочный и осевой

  • Осевой. Устанавливается сбоку на вал и напрямую его вращает. Более мощный и дорогой. Применяется при высоком и вертикальном подъеме.

Выбор типа привода часто предопределен конструктивными особенностями проема. Управлять автоматическими воротами можно несколькими способами:

  • Со стационарной кнопки на стене (требует выхода из машины).
  • С помощью радио-брелка (самый популярный и удобный вариант).

    Управление с радио-брелка — самый распространенный способ

  • Через смартфон или компьютер (продвинутый вариант со встроенным микропроцессором).

Внешний вид и дизайн

Производители предлагают разнообразие в дизайне наружной поверхности секций. Основные типы профиля: S, L, M, мелкая волна и филенка. Также существуют модели с декоративными элементами или прозрачными вставками из поликарбоната, но их цена значительно выше.

Разнообразие дизайнерских решений для фасада ворот

Поверхность может быть гладкой, шероховатой или с текстурой под дерево. Защитно-декоративное лакокрасочное покрытие не только придает эстетичный вид, но и надежно защищает металл от коррозии и ультрафиолета.

Способы запирания: от простой задвижки до автоматики

Секционные ворота можно запереть тремя основными способами:

  1. Внутренняя задвижка (засов). Простейший вариант из базовой комплектации, подходит, если в гараже есть другой выход.
  2. Встроенный ригельный замок с ключом. Устанавливается по центру полотна, с внутренней стороны снабжен тросом для управления ригелем.

    Два распространенных типа запоров

  3. Автоблокировка привода. В автоматических воротах полотно блокируется в закрытом положении. Для аварийного открывания предусмотрен трос изнутри или специальный ключ снаружи (требует отверстия в полотне).

Для длительного отсутствия к автоматическому или ригельному замку часто добавляют дополнительную механическую задвижку.

Дополнительные опции для повышения комфорта

Современные секционные ворота можно оснастить множеством полезных функций.

Профиль панели также влияет на внешний вид

Остекление и вентиляционные решетки

Встроенные окна, обычно расположенные в верхней части полотна, позволяют использовать естественное освещение днем, экономя электроэнергию. Для остекления используется прочный прозрачный поликарбонат, который долго не мутнеет в отличие от акрила. Однако стоит помнить, что постоянный солнечный свет может выцветать краску на автомобиле.

Варианты остекления: от небольших окошек до панорамных вставок

Вентиляционные решетки — простое решение, если при строительстве гаража забыли сделать приточные отверстия. Установить их в полотне ворот часто проще, чем долбить стены.

Вентиляционная решетка в полотне ворот

Встроенная калитка (дверь)

Если в гараже нет отдельной двери, в полотне ворот можно встроить калитку. Это очень удобно, чтобы не поднимать тяжелое полотно для входа/выхода человека. Однако такая опция значительно удорожает конструкцию. Калитки бывают с порогом и без — последние удобнее для вывоза велосипедов или техники.

Встроенная дверь — удобство, доступное за дополнительную плату

Средства безопасности и автоматики

К базовому комплекту автоматики обычно прилагается 1-2 брелка, дополнительные можно докупить. Главный недостаток электропривода — зависимость от электросети. Проблему решает установка резервного аккумулятора или система ручной разблокировки.

Для безопасности, особенно если в доме есть дети или животные, рекомендуется устанавливать фотоэлементы. Они останавливают движение полотна, если в зоне закрывания обнаруживают препятствие. Также полезной опцией является сигнальная лампа, предупреждающая о работе привода.

Фотоэлементы — важный элемент безопасности

Блок ручного подъема

Для больших и тяжелых ворот (высотой более 2 м или площадью до 15 кв. м), не оборудованных приводом, рекомендуется устанавливать блок ручного подъема (цепной редуктор). Он существенно облегчает усилие, необходимое для открывания.

Блок ручного подъема облегчает эксплуатацию

Обзор производителей: кого выбрать?

Рынок секционных ворот в России представлен несколькими ключевыми игроками:

  • Hörmann (Германия). Премиальный сегмент. Символизирует высочайшее качество, надежность и минимум нареканий. Соответственно, имеет самую высокую цену.
  • ALUTECH (Беларусь). Оптимальное соотношение цены и качества. Достойная альтернатива европейским брендам.
  • DoorHan, Sedona, Sauber (Россия). Бюджетный сегмент. Широкая дилерская сеть и доступные цены, однако по статистике имеют больше рекламаций, чем конкуренты.

Также стоит отметить канадскую Garaga, швейцарскую Tecsedo и российскую Zaiger (Новосибирск), которая использует импортные панели и отечественную автоматику.

Основные бренды на рынке

Китайскую продукцию стоит рассматривать с большой осторожностью: низкая цена часто оборачивается проблемами в эксплуатации. Выбор производителя — это всегда компромисс между бюджетом и ожидаемым качеством. Немецкие ворота — эталон, белорусские — разумный баланс, российские — экономичное решение при готовности к возможным нюансам.


Философия пространства: интерес вместо стандартов При создании интерьера для подростка ключевым становится не столько красота или практичн...
Кухни площадью менее 6 квадратных метров — типичная реальность для многих городских квартир. Часто для расширения пространства жильцы прибег...
Итальянский стартап Nakefit представляет революционный подход к летнему отдыху, предлагая продукт, который сложно отнести к традиционной обу...
Нехватка места в ванной — распространенная проблема во многих квартирах, которую некоторые воспринимают как оправдание для скучного ремонта....
Что я, как дизайнер, могу посоветовать для комнаты ребенка, чтобы он рос здоровым и счастливым? Читайте в этой статье, как правильно обуст...
Просторная гостиная площадью 30 квадратных метров открывает перед владельцами широкие возможности для реализации самых смелых дизайнерских з...
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ciscoexpo.ru в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru...
Создаем изящный кулон «Синяя снежинка»: подробный мастер-классПредставляем вашему вниманию изысканное украшение ручной работы – кулон в форм...