Красноярский экономический форум стал важной площадкой для определения ключевых направлений развития российской экономики и анализа основных проблем, стоящих перед отечественным бизнесом. Представители портала ОКНА МЕДИА, посетившие мероприятие, выделили аспекты, наиболее значимые для оконной отрасли.
Форум как программа для будущего руководства страны
Красноярский экономический форум (КЭФ), прошедший в апреле 2017 года, объединил на своих площадках государственных чиновников, предпринимателей и экспертов. Центральной темой дискуссий стали планы экономического развития на восьмилетний период. В контексте предстоящих президентских выборов резолюции форума воспринимались как рекомендации для будущего главы государства. Активное участие в работе форума приняли министр экономического развития Максим Орешкин и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, каждый из которых представил собственную стратегию развития России.
Высказанные идеи и позиции первых лиц государства и бизнеса представляют значительный интерес для предпринимательского сообщества, поскольку позволяют оценить перспективы экономики и скорректировать собственные бизнес-планы.
«Перед нами стоит конкретная задача – обсудить перспективы развития России до 2025 года, как с точки зрения программ правительства, так и с позиции экспертных разработок, выполняемых по поручению президента. Основные направления в этих документах обозначены, хотя между ними есть и существенные различия», – отметил вице-премьер Аркадий Дворкович, открывая основную программу форума.
Оценка качества управления и экономические прогнозы
Одной из центральных тем мероприятия стало обсуждение качества управления в российских государственных и корпоративных структурах, которое, по мнению многих участников, требует серьезного улучшения. Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло подчеркнул, что успех возможен только при консенсусе и объединении потенциала бизнеса и власти, а механизмы достижения этой цели нуждаются в детальном обсуждении.

Фото: Ключевой темой обсуждения стало качество управления
Опрос, проведенный в ходе пленарного заседания, выявил пессимистичные настроения относительно ближайших экономических перспектив: около 70% участников предположили, что темпы роста экономики до 2025 года не превысят 2%.
Максим Орешкин подтвердил, что такой прогноз соответствует базовому сценарию Минэкономразвития. Однако существует и более оптимистичный, целевой сценарий, и главная задача – найти механизмы для его реализации. В министерстве считают, что залог успеха – в создании достойных и предсказуемых условий для ведения бизнеса, хотя текущий экономический кризис сужает горизонт планирования до 3-10 лет.
С резкой критикой работы правительства выступил Алексей Кудрин. Он объяснил сдержанные ожидания участников устойчивой тенденцией: за последнее десятилетие средний рост экономики составил менее 1,5%. Кудрин назвал этот период «потерянным», напомнив, что в начале 2000-х рост достигал 7%, а в последние годы экономика движется от одного кризиса к другому. Российский государственный аппарат он сравнил с медленной и неэффективной машиной.
.jpg)
Фото: Россия движется от кризиса к кризису
По словам Кудрина, лишь 13% госслужащих заняты своими прямыми обязанностями, остальные либо выполняют внезапные поручения, либо участвуют в многочисленных совещаниях, количество которых выросло в 1,5 раза, но это не привело к повышению эффективности экономики. Модератор дискуссии Николай Корженевский добавил, что проблема производительности труда носит глобальный характер, затрагивая даже страны ОЭСР.
Неолиберальные предложения и альтернативные взгляды
После жесткой критики Кудрин предложил традиционный рецепт: государство должно сократить свое присутствие в экономике, ослабить регулирование и дать волю рыночным силам, уменьшив число государственных компаний. Он назвал присутствие государства «крупнейшей структурной проблемой», поскольку госкомпании, по его мнению, иначе мотивированы и не способны повышать производительность. Кудрин предложил сократить долю государства в ведущих отраслях до 15%, а в добывающей и финансовой сферах – до нуля.
Также он призвал удвоить несырьевой экспорт к 2025 году, утверждая, что без этого рост экономики не преодолеет барьер в 1-2%.

Фото: Кудрин призвал удвоить экспорт
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский обратил внимание на проблему кредитно-финансовой политики. По его мнению, бизнесу мешает не государство, а нежелание банков финансировать производство и поддерживать экспорт. «Нельзя развиваться при такой цене денег», – заключил он.
Врио губернатора Пермского края Максим Решетников отметил, что снижение инфляции нивелируется ростом отдельных цен и тарифов, особенно на электроэнергию. Он также выступил за большую предсказуемость действий государства и долгосрочное планирование, указав, что условия участия в государственных программах часто меняются уже через год после старта проекта.
Предостережения от повторения ошибок 90-х
В ходе еще одного голосования на тему поддержки экономического роста большинство участников (35%) выбрало вариант «минимизация активности государства».
Однако декан экономического факультета МГУ Александр Аузан предостерег от слепого следования неолиберальным рецептам, напомнив об опыте 1990-х годов. «Было убеждение, что надо все отпустить, и рынок все расставит по местам. Не вышло. При наличии сил трения – неравномерного распределения доходов и собственности – эта модель не работает», – заявил он, предложив не подгонять уникальную российскую экономику под чужие шаблоны.

Фото: Аузан предостерег от неолиберальных решений
Государственная поддержка и интересы оконного рынка
Проблемы, обсуждавшиеся на КЭФ, давно находятся в центре внимания российских экспертов. Сторонники неолиберального подхода настаивают на углублении приватизации и отказе от госрегулирования. Однако те же эксперты признают, что развитые страны в условиях кризиса часто прибегают не к рыночным механизмам, а к протекционистским мерам. Например, США через Экспортно-импортный банк субсидируют своих производителей, аналогичную поддержку оказывают и страны ЕС.
Россия также не отказывается от государственной поддержки. Важно понимать, что бизнес-среда неоднородна: конкурируют не только отдельные компании, но и целые отрасли. Интересы финансового и реального секторов экономики, производителей, ориентированных на внешний и внутренний рынок, а также малого и крупного бизнеса, часто не совпадают. Поддерживая одних, государство неизбежно затрагивает интересы других, что приводит к непоследовательности мер поддержки и постоянным изменениям правил.
Российский оконный рынок относится к реальному сектору экономики и в основном ориентирован на внутреннего потребителя. Поэтому он напрямую заинтересован в росте доходов населения.
В 2016 году, на фоне ослабления рубля, наблюдался рост экспорта ПВХ и стекол. Однако возможности развития местных производителей ограничиваются высокой стоимостью кредитных ресурсов для бизнеса.

Фото: В 2016 году наблюдался рост экспорта ПВХ и стекол
Приватизация оставшихся государственных активов, включая социальную сферу (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение), а также сокращение господдержки и регулирования, которые предлагают неолибералы, невыгодны для производителей окон. Эти меры дестабилизируют потребительский рынок, приводят к падению реальных доходов и платежеспособного спроса. Новые платные секторы услуг (медицина, образование, детские сады) оттягивают на себя средства потребителей, сокращая их возможности для других покупок.
Таким образом, российский оконный рынок заинтересован в социальной стабильности и сохранении государственной поддержки как для производителей, так и для населения, что является основой устойчивого потребительского спроса.

