В 2017 году продолжился рост стоимости транспортных услуг, и эта тенденция сохранится в обозримом будущем. Данная ситуация напрямую затрагивает оконный рынок, приводя к увеличению цен на готовую продукцию. Детальный анализ факторов и последствий — в материале ОКНА МЕДИА.
Взаимосвязь экономики, логистики и оконного рынка
Увеличение затрат на перевозки закономерно отражается на ценообразовании в оконной отрасли, которая сильно зависит от логистики, преимущественно автомобильной. Яркий пример: лишь около 12% оконного профиля, произведенного в Московской области, остаётся для местного потребления, остальное распределяется по другим регионам. При этом до 80% фурнитуры импортируется в Россию, а её доставка по стране часто осуществляется мелкими партиями и в ежедневном режиме. Такой подход связан со стремлением компаний избежать замораживания оборотных средств. Эксперты прогнозируют, что тарифы на логистику будут расти как минимум до наступления зимы.
Глобальные причины удорожания логистических услуг
Сфера перевозок, подобно другим отраслям, испытывает на себе давление макроэкономических факторов. К ним относятся низкие цены на сырьё, замедление экономического роста Китая (который долгое время был «локомотивом» мирового производства), а также сокращение притока дешёвых кредитов из США и Евросоюза.
Падение спроса на сырьё негативно сказывается на странах-экспортёрах, таких как Россия, приводя к снижению объёмов производства и потребления внутри них.

Фото: Страны, зависящие от экспорта сырья, сталкиваются с сокращением производства.
Наиболее уязвимыми в условиях глобального кризиса оказываются развивающиеся страны. Инвесторы предпочитают вкладывать капитал в стабильные экономики «центра» — США и отдельные государства ЕС. В результате финансовые потоки перераспределяются от материалоёмких и трудоёмких производств в сторону высокотехнологичных секторов, которые менее зависимы от транспортных расходов.
Меняется структура мирового рынка, торговые потоки в развивающихся странах ослабевают, что напрямую снижает активность в транспортном секторе.
Ситуация в России: специфика и факторы роста тарифов
Для России с её огромной территорией и рассредоточенностью населённых пунктов проблемы логистики имеют критическое значение. Доля логистических затрат в ВВП страны составляет 19%, что значительно превышает показатели США (8,5%), Европы (9,2%) и среднемировой уровень (11,6%).
Высокие издержки также объясняются неэффективной организацией внутренней логистики компаний, изношенностью дорожной инфраструктуры и низким качеством ремонтных работ. Яркой иллюстрацией последнего может служить обрушение новой дороги в Омской области во время обычного весеннего паводка.
Темпы роста рынка транспортно-логистических услуг замедляются с 2015 года. При этом выручка перевозчиков снижается, а тарифы, напротив, растут. Особенно сложная ситуация сложилась в сегменте автомобильных грузоперевозок.

Фото: Темпы роста рынка транспортных услуг замедляются.
На фоне общего экономического спада в России стабильно растут цены на топливо — на 6-7% ежегодно. Например, литр бензина марки 98 с июля 2016 года подорожал с 43 до более чем 46 рублей, а 95-й — с 37,90 до 40,50 рублей за литр.
Усложняется и ужесточается бюрократическое регулирование отрасли, вводятся новые правила и сборы (утилизационный, за перевозку негабарита и др.). Это приводит к сокращению числа игроков на рынке, а оставшиеся компании вынуждены компенсировать издержки за счёт повышения цен.
Современная российская промышленность унаследовала фрагменты советской хозяйственной системы, но многие производственные цепочки оказались разорваны. Заводы часто расположены далеко от источников сырья или потребителей, а множество необходимых компонентов приходится импортировать. Всё это дополнительно увеличивает логистическую нагрузку.
Все перечисленные факторы указывают на продолжение роста транспортных тарифов в текущем году и в ближайшей перспективе. Теоретически обострение конкуренции могло бы сдержать цены, но на практике дальнобойщиков консолидировала борьба с системой «Платон», а на железнодорожном транспорте РЖД сохраняет позиции монополиста.
Перевозчики пытаются оптимизировать расходы, например, увеличивая долю перевозок с маршрутизацией, предлагая комплексные услуги и перераспределяя грузопотоки. Однако этих мер пока недостаточно для разворота общей тенденции к удорожанию.

Фото: Перевозчики ищут способы оптимизации затрат.
Прямое влияние на оконную отрасль
Пластиковые окна обычно перевозятся небольшими партиями на расстояния до 500 км. Для их транспортировки требуется специально оборудованный транспорт (с пирамидами) и соответствующая упаковка. Чтобы минимизировать издержки, крупные производители окон и стеклопакетов часто создают собственный автопарк и сеть складов.
Рост цен на логистику в России и мире неизбежно ведёт к удорожанию оконных комплектующих, значительная часть которых поставляется из-за рубежа. В конечном счёте это отражается на стоимости готового изделия — окна.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует прочесть: Диоксид титана: консолидация рынка, дефицит и рост цен.