Конструкция привода передних колес ВАЗ 2109
На схеме представлены основные компоненты привода:
- Привод правого переднего колеса;
- Коробка передач;
- Привод левого переднего колеса;
- Корпус наружного шарнира;
- Стопорное кольцо обоймы шарнира;
- Обойма шарнира;
- Сепаратор шарнира;
- Шарик шарнира;
- Наружный хомут чехла;
- Защитный чехол шарнира;
- Упорное кольцо;
- Вал привода левого колеса;
- Внутренний хомут чехла;
- Фиксатор внутреннего шарнира;
- Стопорное кольцо обоймы внутреннего шарнира;
- Буфер вала;
- Корпус внутреннего шарнира;
- Стопорное кольцо полуосевой шестерни.
Особенности переднего привода
Главная особенность переднеприводного автомобиля, такого как ВАЗ 2109, заключается в том, что передние колеса выполняют двойную функцию: они являются и управляемыми, и ведущими. Для передачи крутящего момента на колеса, которые постоянно поворачиваются, необходимы специальные механизмы — шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Обычные карданные шарниры здесь не подходят, так как при изменении угла они передают вращение неравномерно, что приводит к вибрациям, перегрузкам и быстрому износу.
Типы шарниров и их назначение
В приводе каждого колеса ВАЗ 2109 используется два синхронных шаровых шарнира:
- Наружный шарнир (у колеса): Имеет жесткую конструкцию и обеспечивает поворот колеса на угол до 42 градусов. Он состоит из корпуса, внутренней обоймы, сепаратора и шести шариков, катящихся по специальным радиусным дорожкам.
- Внутренний шарнир (у коробки передач): Является универсальным. Помимо угловых перемещений, он компенсирует осевые смещения, вызванные работой подвески и двигателя. Его дорожки — прямые, что позволяет деталям перемещаться вдоль оси.
Оба шарнира соединяются валом. Конструкция приводов левого и правого колес идентична, но валы разной длины (правый — длиннее) и конструкции (правый — трубчатый, левый — сплошной). Это связано с асимметричным расположением коробки передач.
Роль защитных чехлов и смазки
Надежность и долговечность привода напрямую зависят от сохранения герметичности шарниров. Каждый ШРУС защищен резиновым гофрированным чехлом, который закреплен специальными хомутами. Внутри шарнира находится специальная смазка ШРУС-4, рассчитанная на весь срок службы. Главная задача водителя — регулярно проверять состояние этих чехлов. Трещины, разрывы или ослабленные хомуты приводят к вымыванию смазки, попаданию внутрь воды и абразивной грязи, что быстро выводит из строя точные детали шарнира.
Ключевые моменты эксплуатации
Приводы передних колес работают в экстремальных условиях: они подвержены ударным нагрузкам, постоянному изменению углов и воздействию дорожной грязи. Высокое качество изготовления деталей, применение улучшенных материалов и специальной смазки обеспечивают запас прочности. Однако этот ресурс может быть реализован только при условии целостности защитных чехлов. Своевременная замена поврежденного пыльника — самая эффективная и недорогая мера по предотвращению дорогостоящего ремонта всего узла привода.