Полное руководство по использованию мультиметра: от основ до проверки автомобильных систем

ПОДЕЛИТЕСЬ
В СОЦСЕТЯХ

FacebookTwitterOkGoogle+PinterestVk

Мультиметр, или тестер, — это универсальный измерительный прибор, незаменимый для электриков, радиолюбителей и автовладельцев. Он позволяет измерять ключевые электрические параметры: напряжение (постоянное и переменное), силу тока и сопротивление. Современные модели обладают расширенным функционалом, включая проверку диодов и транзисторов, прозвонку цепей, измерение температуры, частоты, а также параметров конденсаторов и катушек индуктивности.

Благодаря своей универсальности, мультиметр применяется для диагностики широкого спектра электротехнических устройств и систем

Содержание

  • 1 Электрический мультиметр: тестер для измерения электрических характеристик
    • 1.1 Как правильно пользоваться мультиметром
    • 1.2 Как прозвонить провода мультиметром
    • 1.3 Измерение емкости конденсатора мультиметром
    • 1.4 Как прозванивать мультиметром резисторы
  • 2 Применение мультиметра в быту
    • 2.1 Как проверить мультиметром емкость аккумулятора
  • 3 Применение мультиметра для автомобиля
    • 3.1 Проверка генератора
    • 3.2 Как прозванивать диодный мост мультиметром
    • 3.3 Проверка лямбда-зонда мультиметром: видео инструкция

Устройство и основные функции мультиметра

Для проведения электротехнических измерений чаще всего используются компактные цифровые мультиметры, а также более специализированные приборы, такие как токовые клещи. Конструкция большинства тестеров схожа и включает в себя несколько ключевых элементов:

  • ЖК-дисплей для отображения результатов;

Современные мультиметры объединяют в одном корпусе функции вольтметра, амперметра, омметра, а иногда и измерителя емкости, индуктивности или частоты

  • поворотный переключатель для выбора режима и диапазона измерений;
  • несколько разъемов (гнезд) для подключения измерительных щупов;
  • специальное гнездо для проверки транзисторов (есть не на всех моделях);
  • кнопку включения/выключения питания.

На лицевой панели прибора нанесена шкала с обозначениями измеряемых величин и пределов их измерения. Поворачивая переключатель, можно выбрать нужный режим:

  • DCV (V=) — измерение постоянного напряжения;
  • ACV (V~) — измерение переменного напряжения;
  • Ω (Ом) — измерение электрического сопротивления;
  • DCA (A=) — измерение постоянного тока;
  • HFE — измерение коэффициента усиления транзистора;
  • Символ диода/звука — режим проверки диодов или прозвонки цепи.

Обозначения на шкале мультиметра стандартизированы и интуитивно понятны

Для подключения к измеряемой цепи используются два щупа — красный и черный, которые обычно входят в комплект. Качество штатных щупов нередко оставляет желать лучшего, поэтому при их поломке можно изготовить новые самостоятельно. Крайне важно правильно подключать щупы к прибору, чтобы не повредить его. Черный щуп всегда подключается к общему гнезду, обозначенному как COM (common). Красный щуп подключается к гнезду VΩmA для измерения напряжения, сопротивления, малых токов (до 200 мА) и прозвонки. Для измерения силы тока свыше 200 мА (обычно до 10 А) красный щуп необходимо переставить в специальное гнездо, обозначенное 10А.

Базовые принципы работы с мультиметром

Перед началом серьезных измерений рекомендуется проверить исправность и точность самого мультиметра. Для этого можно, например, измерить напряжение в розетке, параллельно подключив к ней заведомо исправный вольтметр, и сравнить показания. Точность измерения сопротивления проверяется на резисторе с известным номиналом, а силы тока — путем сравнения с показаниями амперметра на одной и той же нагрузке.

Рассмотрим основные режимы работы на примере популярной модели DT 832.

Режим измерения сопротивления (омметр) — один из самых востребованных. С его помощью можно проверять целостность обмоток трансформаторов, определять номинал резисторов, выявлять неисправные элементы на плате, проверять нагревательные элементы.

При работе с электричеством соблюдение правил безопасности — обязательное условие

Для измерения сопротивления переключатель устанавливается в сектор Ω. Если приблизительное значение неизвестно, начинать следует с самого малого диапазона (например, 200 Ом). Если на дисплее появляется «1» (перегрузка), значит, реальное сопротивление больше, и нужно перейти на следующий, более высокий диапазон. Процедуру повторяют до получения корректных показаний.

Важное замечание: Перед измерением сопротивления любого элемента необходимо убедиться, что цепь полностью обесточена и конденсаторы разряжены. В противном случае показания будут неверными, а сам прибор может выйти из строя.

Измерение напряжения. Для измерения переменного напряжения (ACV) переключатель ставится в сектор V~. Начинать замеры всегда следует с большего диапазона (например, 750В), постепенно понижая его для повышения точности. Полярность щупов в этом режиме роли не играет. Для измерения постоянного напряжения (DCV) переключатель устанавливается в сектор V=. Здесь также действует правило «от большего к меньшему». В этом режиме важно соблюдать полярность: красный щуп — к плюсу, черный — к минусу.

Обозначения на шкале измерительных величин стандартны для большинства цифровых мультиметров

Измерение силы тока требует особой аккуратности. Переключатель устанавливается в сектор DCA. Крайне важно правильно выбрать гнездо для красного щупа: для токов до 200 мА — VΩmA, для токов выше — 10А. Ошибка может привести к перегоранию предохранителя или поломке прибора. Мультиметр для измерения тока включается в разрыв цепи последовательно. Начинать также нужно с максимального диапазона.

Ключевое правило: Для измерения напряжения и сопротивления мультиметр подключается параллельно элементу или участку цепи. Для измерения силы тока — строго последовательно.

Дополнительные измерения. Некоторые модели позволяют измерять температуру с помощью внешней термопары, подключаемой вместо щупов. Измерение индуктивности — более редкая функция. Если ее нет, можно собрать простую внешнюю приставку на основе точного цифрового тестера.

В зависимости от задачи, для измерений используются щупы, токовые клещи или специальные датчики, например, термопара

Прозвонка проводов и кабелей

Одна из самых частых задач — проверка целостности проводников и отсутствия короткого замыкания. Для этого используется режим прозвонки, обычно обозначенный символом диода или звука.

Совет: Для простой прозвонки не обязательно покупать дорогой мультиметр. С этой задачей справится даже самая простая модель.

Переключатель устанавливается в режим прозвонки. Для проверки работоспособности самого прибора замкните щупы между собой — должен раздаться звуковой сигнал. Чтобы проверить провод, прикоснитесь щупами к его оголенным концам. Звуковой сигнал и показание, близкое к нулю, говорят о целостности проводника. Если на дисплее отображается «1» и звука нет — в проводе обрыв.

При проверке диодов или в режиме прозвонки, если полярность выбрана неверно, на дисплее может отобразиться знак «минус» перед результатом

Проверка многожильного кабеля состоит из двух этапов. Сначала нужно убедиться в отсутствии короткого замыкания между жилами, поочередно прикасаясь щупами к разным концам. Звуковой сигнал в этом случае — плохой признак, означающий замыкание. Затем проверяется целостность каждой жилы: все жилы с одного конца кабеля скручиваются вместе, а с другого конца проверяется каждая жила на связь с этой «скруткой». Отсутствие сигнала хотя бы на одной жиле указывает на ее обрыв.

Диагностика конденсаторов

Выход из строя конденсаторов — частая причина поломки электронной аппаратуры. Мультиметр помогает быстро их проверить.

Неисправный конденсатор легко выявить с помощью мультиметра, даже не выпаивая его из платы

Перед проверкой конденсатор необходимо полностью разрядить! Низковольтные можно замкнуть отверткой, а высоковольтные с большой емкостью — через резистор 5-10 кОм.

Если в мультиметре есть функция измерения емкости (обозначается F или Cx), проверка проста: выберите соответствующий режим, предел измерения и подключите конденсатор, соблюдая полярность (минус обычно помечен на корпусе полосой или галочкой). Сравните показания с номиналом.

Если такой функции нет, можно использовать режим измерения сопротивления. Установите достаточно большой предел (например, 200 кОм) и подключитесь к выводам конденсатора, соблюдая полярность. Исправный электролитический конденсатор начнет заряжаться от тестера, и сопротивление на дисплее будет плавно расти до бесконечности («1»). Если сразу появляется «0» — внутри короткое замыкание. Если сразу появляется «1» — вероятен обрыв.

Работоспособность конденсатора можно оценить и по косвенным признакам, используя режим измерения сопротивления

Проверка резисторов

Резистор — пассивный элемент с определенным сопротивлением. Перед проверкой осмотрите его на предмет сколов и почернений. Самый прямой способ проверки — измерить его сопротивление и сравнить с номинальным значением, указанным на корпусе или на схеме.

Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ω) на подходящий диапазон. Прикоснитесь щупами к выводам резистора. Если на дисплее «1» (на всех диапазонах) — резистор в обрыве. Если показание близко к нулю — короткое замыкание. Если показание близко к номиналу с учетом допуска (обычно ±5%, ±10%) — резистор исправен. Для проверки без выпаивания можно использовать режим прозвонки: звуковой сигнал укажет на целостность элемента.

Мультиметр — основной инструмент для проверки номинала и исправности резисторов

Использование мультиметра в бытовых условиях

С помощью тестера можно диагностировать множество неисправностей в домашней технике.

Проверка ТЭНа (трубчатого электронагревателя). Частая поломка чайников, стиральных машин, обогревателей. Перед проверкой рассчитайте теоретическое сопротивление ТЭНа по формуле: R = U² / P, где U — напряжение сети (220В), P — мощность прибора (указана на корпусе). Затем измерьте фактическое сопротивление мультиметром между выводами ТЭНа. Примерное совпадение с расчетным значением говорит об исправности. Бесконечное сопротивление («1») — обрыв спирали. Нулевое сопротивление — короткое замыкание. Также важно проверить, нет ли пробоя на корпус: один щуп на вывод ТЭНа, второй — на корпус. Сопротивление должно быть бесконечным.

Нагревательный элемент — уязвимое место многих бытовых приборов, и его диагностика с помощью мультиметра занимает минуту

Проверка электродвигателей. Методика зависит от типа двигателя (коллекторный, асинхронный и т.д.). Общий принцип: после внешнего осмотра и обесточивания проверяют сопротивление обмоток (оно не должно быть нулевым или бесконечным) и отсутствие замыкания обмоток на корпус.

Проверка светодиодов. Используйте режим проверки диодов. Красный щуп (плюс) подключите к аноду светодиода (длинная ножка или маркировка), черный (минус) — к катоду. Исправный светодиод должен слабо засветиться. Если светодиод не светится, но на дисплее отображается падение напряжения (например, 1.6В), он, скорее всего, тоже исправен. Если показывает «1» — диод неисправен.

При проведении измерений стоит учитывать возможную погрешность конкретной модели мультиметра

Проверка трансформатора. Основные неисправности — обрыв или короткое замыкание обмоток. В режиме омметра прозвоните каждую обмотку — сопротивление должно быть небольшим, но не нулевым. Затем проверьте, нет ли замыкания между обмотками и между любой обмоткой и металлическим корпусом (сопротивление должно стремиться к бесконечности).

Функция HOLD (фиксация показаний) очень удобна при проведении серии измерений

Оценка состояния аккумуляторов и батареек

Мультиметром можно проверить напряжение, ток утечки и приблизительно оценить емкость аккумулятора.

Проверка заряда аккумулятора. Установите режим измерения постоянного напряжения (DCV) в диапазоне 20В. Подключите щупы к клеммам АКБ, соблюдая полярность. Для 12-вольтового аккумулятора: ~12.7В — полный заряд; ~12.2В — 50%; 11.7В и ниже — глубокий разряд.

Контроль напряжения — самый быстрый способ оценить степень заряда аккумулятора

Оценка емкости. Более точный метод требует проведения контрольного разряда. Полностью заряженный аккумулятор нагружают потребителем известной мощности и засекают время, за которое напряжение упадет до порогового значения. Емкость = Ток разряда (А) * Время разряда (ч).

Проверка батареек (типа 18650, АА, AAA). Установите режим измерения постоянного тока (DCA) на предел 10А (временно переставьте красный щуп в гнездо 10А!). Кратковременно (!) прикоснитесь щупами к контактам батарейки. Ток короткого замыкания для исправной батарейки обычно составляет 1-4А (для пальчиковых — меньше). Внимание! Делайте это очень быстро (1-2 секунды), метод является грубым и не рекомендуется для литиевых аккумуляторов без крайней необходимости. Более безопасно измерить напряжение под нагрузкой, подключив, например, резистор.

Режим прозвонки со звуковым сигналом упрощает поиск обрывов в цепи

Проверить реальную емкость аккумулятора телефона мультиметром сложно. Прибор покажет лишь напряжение и примерный ток потребления. Для точной оценки нужны специальные зарядно-разрядные устройства или компьютерные диагностические программы.

Мультиметр не может напрямую измерить емкость аккумулятора смартфона, но поможет оценить его напряжение и ток в режиме нагрузки

Автомобильная диагностика с помощью мультиметра

Тестер — верный помощник автовладельца для проверки электрооборудования.

Проверка напряжения в бортовой сети. При работающем двигателе напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13.5-14.2В. Это указывает на исправную работу генератора. Напряжение выше 14.5В может говорить о неисправности реле-регулятора. При заглушенном двигателе нормальное напряжение — 12.5-12.7В.

Проверка датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). На многих автомобилях (например, ВАЗ) можно проверить напряжение на сигнальном проводе датчика (обычно желтый) относительно «массы» (зеленый). При включенном зажигании, но без запуска двигателя, напряжение исправного датчика не должно превышать 1.02-1.05В.

Наличие мультиметра в бардачке позволяет самостоятельно провести первичную диагностику многих неисправностей автомобиля

Проверка датчика положения распредвала (ДПРВ). Сначала проверяется наличие питания на датчике (обычно ~12В) и надежность «массы». Затем, в режиме измерения переменного напряжения (ACV), при прокрутке стартером на выводах датчика должно появляться напряжение (обычно доли или единицы вольт).

Проверка датчика детонации. В режиме измерения постоянного напряжения (mV) подключите щупы к контактам датчика и легонько постучите по его корпусу. Исправный пьезодатчик отреагирует скачком напряжения.

Напряжение аккумулятора — ключевой показатель состояния электросистемы автомобиля

Проверка катушки зажигания. Проверяется сопротивление первичной (между силовыми контактами, обычно 0.4-2 Ом) и вторичной (между «плюсом» и высоковольтным выводом, обычно 6-15 кОм) обмоток. Значения могут сильно различаться в зависимости от модели, поэтому лучше сверяться с мануалом. Бесконечное сопротивление говорит об обрыве, нулевое — о коротком замыкании.

Диагностика катушки зажигания сводится к измерению сопротивления ее обмоток

Диагностика генератора

Генератор и АКБ работают в паре, поэтому их проверяют вместе.

1. Проверка реле-регулятора. При работающем двигателе на средних оборотах напряжение на клеммах АКБ должно быть стабильным в районе 14В.

2. Проверка диодного моста. После снятия генератора диоды проверяются в режиме проверки диодов мультиметром. В прямом направлении каждый диод должен показывать падение напряжения (400-700 мВ), в обратном — обрыв («1»).

Генератор — сердце автомобильной электросистемы, и его проверку начинают с измерения выходного напряжения

3. Проверка ротора. Измеряется сопротивление обмотки возбуждения на токосъемных кольцах (обычно несколько Ом). Также проверяется отсутствие замыкания на массу.

4. Проверка статора. Прозваниваются три обмотки — сопротивления должны быть одинаковыми и небольшими. Проверяется отсутствие замыкания обмоток на корпус.

Современные мультиметры с Bluetooth позволяют передавать данные на смартфон, но их стоимость значительно выше

Проверка диодного моста

Диодный мост (выпрямительный блок) проверяется по тому же принципу, что и одиночные диоды. Мультиметр переводится в режим проверки диодов. Проверка проводится для каждой пары диодов в прямом и обратном включении. В прямом направлении должно быть небольшое падение напряжения, в обратном — обрыв («1»). Если в обоих направлениях показывает «0» — диод пробит. Если в обоих направлениях показывает «1» или обрыв — диод в обрыве.

Проверка диодного моста генератора — обязательный этап его диагностики

Перед началом любых измерений настоятельно рекомендуется изучить инструкцию к конкретной модели мультиметра. Соблюдение правил безопасности и корректная настройка прибора — залог успешной диагностики и долгой службы самого тестера.

Проверка лямбда-зонда мультиметром: видео инструкция


Как снять краску с дерева: сравнение вариантов в фотографиях. Во время капитального или косметического ремонта в жилых помещениях возник...
Работа из дома стала для многих не просто временной мерой, а осознанным выбором, который экономит время на дорогу и позволяет трудиться в ко...
Добрый день, уважаемые садоводы! Сегодня я подробно расскажу о таком распространённом заболевании, как парша, и поделюсь личным опытом, как ...
Производство металлоконструкций - это большой труд. Без специального оборудования изготовить металлоконструкции невозможно. Но даже специаль...
Оформление небольшой квартиры-студии — это всегда вызов, требующий тщательного планирования, чтобы вместить все необходимое, сохранив при эт...
Что такое энергонезависимый дом? По сути, это автономное жилище, которое самостоятельно создает все условия для комфортной жизни, не полагая...