Качественная малярная работа требует тщательной подготовки: от разработки проекта и выбора материалов до обработки поверхностей. В этой статье мы подробно рассмотрим, как самостоятельно создать масляные краски, правильно подобрать растительную основу, выбрать подходящие кисти и освоить технику смешивания цветов для достижения желаемого декоративного эффекта.
Ключевой момент при подготовке материалов — понимание, какое именно масло добавить в состав, чтобы получить оптимальную цветопередачу и текстуру покрытия. На этой странице собраны актуальные профессиональные рекомендации по данному вопросу.
Здесь же представлена исчерпывающая информация по колорированию — смешиванию оттенков для решения конкретных дизайнерских задач. Отдельное внимание уделено советам по выбору малярных кистей, от качества которых во многом зависит конечный результат.
Приготовление олифы — основы для краски
Основой для масляных красок служат растительные масла, добываемые из семян льна, конопли, подсолнечника или рапса. Наиболее прочным и качественным считается льняное масло. В малярных работах используется не сырое, а варёное масло с добавлением специальных веществ, ускоряющих его высыхание и затвердевание на воздухе.
Такой обработанный состав называется олифой. Её можно приобрести в магазине, но для гарантии качества лучше приготовить самостоятельно. Вот пошаговая инструкция:
Разместите котёл в безопасном от огня месте, влейте необходимое количество льняного масла. На каждые 16 кг масла добавьте 300 г сурика и 100 г умбры (особенно если состав готовится для жёлтой окраски пола). Разожгите под котлом равномерный огонь. В процессе кипения постоянно помешивайте масло деревянной палкой, не допуская его пригорания к стенкам — это может привести к потемнению и потере свойств. Варка занимает 1–2 часа. Готовность олифы определяют по следующим признакам:
Правильно приготовленная олифа должна иметь светло-соломенный или янтарный оттенок, высыхать за 24–48 часов, не липнуть и быть устойчивой к влаге и высокой температуре. Лучший результат даёт варка старого, отстоянного масла в широкой ёмкости на медленном огне с постоянным помешиванием. Свежее масло требует более длительной обработки. После остывания олифу аккуратно сливают с осадка.
Внимание! При варке следите, чтобы пена не переливалась через край: от открытого огня она может воспламениться. В случае возгорания ни в коем случае не заливайте масло водой — быстро накройте котёл крышкой и снимите с огня. Крышка и инструменты для снятия котла должны быть подготовлены заранее.
Домашняя олифа, приготовленная из качественного масла без спешки, часто превосходит по свойствам магазинную, состав которой может быть неизвестен. В любом случае, купленную олифу рекомендуется предварительно испытать.
Изготовление масляной краски
Олифой можно покрывать деревянные изделия для защиты от влаги и придания эстетичного вида. Однако для большей прочности и насыщенности цвета её смешивают с пигментом — так получается масляная краска. Процесс её создания состоит из нескольких этапов.

Перед тем как сделать краску, твёрдый пигмент (минерал) нужно раздробить молотком, растолочь в ступке, растереть курантом на плите и просеять через мелкое сито. Готовый порошок достаточно только просеять. Просеянный пигмент насыпают на плиту горкой, делают в центре углубление и вливают олифу — столько, чтобы можно было замесить густую, пластичную массу. Эту массу собирают в ёмкость, а плиту тщательно очищают.
Небольшими порциями краску снова выкладывают на плиту и растирают курантом круговыми движениями, используя обе руки. Массу, прилипшую к инструменту, собирают шпателем, возвращают на плиту и продолжают растирать до полного и однородного соединения с маслом. Чем дольше и тщательнее растирается краска, тем выше её устойчивость к влаге и выцветанию. Готовую краску переносят в банку или ведёрко с помощью шпателя и тонкой палочки. Для облегчения процесса можно использовать специальные машинки для растирания.
Если краска не будет использована в течение суток, её поверхность нужно покрыть тонким слоем масла (перед использованием его сливают). Без такой защиты краска может засохнуть сверху и стать непригодной.
Готовые тертые масляные краски продаются в магазинах, но их качество часто вызывает сомнения — неизвестно, из каких именно компонентов они изготовлены. При покупке необходимо проявлять осторожность и по возможности тестировать продукт.
Выбор и подготовка кистей для работы с масляными красками
Качество окрашивания во многом зависит от правильного выбора и подготовки кистей. Они бывают весовые (пучки щетины, продающиеся на вес) и штучные (с готовой рукояткой). Весовые кисти (обычно весом 100, 200, 400 г) используются для больших поверхностей: полов, стен, крыш. Штучные — для более тонких работ: окраски мебели, дверей, оконных рам.
Лучшими считаются кисти из белой, длинной и ровной щетины. Весовую кисть подготавливают так: на круглую рукоятку нужного размера ровным слоем накладывают щетину, отступив от края, и плотно перевязывают прочной бечевкой. Затем делают несколько петель из бечевки, надевают их на кисть и затягивают как можно туже, обвязывая таким образом до половины длины.
Для клеевых и водных красок есть другой способ: щетину набирают в лёгкий железный обруч, выравнивают ударами по столу. Затем готовят рукоятку и доску с отверстиями разного диаметра. Рукоятку вставляют в кисть, продевают через отверстие в коже и доске и, постукивая молотком по толстому концу, постепенно продвигают её, меняя отверстия на большие по диаметру. Когда рукоятка сравняется с обручем, щетину подравнивают — кисть готова.
Даже готовые штучные кисти часто требуют доработки. Их рекомендуется дополнительно перевязать прочной нитью на две трети длины, так как заводская перевязь обычно слаба, а щетина слишком длинна для удобной работы. Для этого к рукоятке прикрепляют длинную пробку, равную по толщине её концу, и плотно обматывают кисть нитью, начиная сверху и доходя до конца пробки. Такая перевязь предотвращает сползание щетины и делает кисть более жёсткой и управляемой.
Правильный уход — залог долговечности кисти. После каждого использования её необходимо тщательно промывать тёплой водой с мылом и полностью просушивать. Если краска засохла, поможет скипидар. Кисти для клеевых красок после промывки скипидаром смазывают салом и заворачивают в бумагу — так они хранятся очень долго. Перед использованием такую кисть оборачивают серой бумагой и прикладывают к горячему утюгу: сало растает и впитается в бумагу. Кисти для масляных красок при постоянном использовании на ночь можно оставлять в краске или под водой, но ежедневно промывать их не обязательно.
Принципы колорирования и подготовка поверхностей
Грамотный подбор цвета — основа создания нужной атмосферы в помещении. Для окраски полов традиционно используют охру различных оттенков (лучшей считается французская). Окна и двери красят белилами (№0, 1, 2, крем-шифервейс), светлой охрой или умброй. Выбор цвета для стен начинается с определения общего стиля интерьера и следует заранее разработанному проекту.

Для стен используют: белила (белый), цинк-грау или цементную краску (серый), ультрамарин или берлинскую лазурь (синий), светлую охру или крон (жёлтый), цинковую зелень или зелёную киноварь (зелёный), мумию или сурик (красный). Крыши красят медянкой или цинковой зеленью (зелёный), суриком или мумией (красный).
Смешивая базовые цвета, можно получить новые оттенки. Например, серый — белила с добавкой сажи, голубой — лазурь с белилами, светло-зелёный — зелёный с белым. Различные зелёные тона получаются при смешивании синего и жёлтого.
После подготовки кистей и красок необходимо тщательно обработать поверхности. Они должны быть абсолютно сухими, очищенными от пыли, грязи, копоти, ржавчины и старой краски. Для очистки используют щётки, кисти и стальные скребки (действуя осторожно, чтобы не повредить поверхность). Старую клеевую краску слегка смачивают водой, масляную — промывают крепким щёлоком.
Старую краску с деревянного пола можно выжечь: либо с помощью раскалённого угля на железном листе, либо, смочив скипидаром и поджечь (соблюдая крайнюю осторожность). Обгоревшую краску сразу счищают скребком. На новых поверхностях часто встречаются сучки и неровности, мешающие ровному окрашиванию. Смолистые сучки плохо держат краску, а в углублениях она ложится слишком толстым слоем и долго сохнет. Поэтому выступающие смолистые сучки слегка надрубают стамеской, чтобы создать шероховатость, а значительные углубления заделывают деревом или прочной замазкой.
Правильно подготовленная поверхность, окрашенная в несколько слоёв, образует прочное, твёрдое покрытие, устойчивое к влаге, высокой температуре и другим внешним воздействиям.