Сочи - храм равноапостольского князя Владимира.

Домой  Проекты  Об архитектуре храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира в городе Сочи.

Об архитектуре храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира в городе Сочи.

Д.СОКОЛОВ,

главный архитектор проекта.

Храм Святого равноапостольного князя Владимираимеет для города Сочи глубоко мистическое, символическое значение. Так же, как собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве построен в честь покорения инославных земель царем Иоанном Грозным, так и наш храм является форпостом православия на окраинных русских землях. Поэтому образный строй собора Василия Блаженного является отправной точкой для храма равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Пышное многоцветие, обилие декоративных деталей и украшений, сложнейшая объемно-пространственная структура – все это возводит прихожанина и видящих храм людей действительно в выси горнего мира. Правда, композиционное построение храма князя Владимира немного проще – это тип приходского храма «кораблем», когда с запада на восток друг за другом следуют объемы колокольни, трапезной, самого храма и алтаря. Так что храм Святого равноапостольного князя Владимира является типичным городским православным храмом.

Сочи - храм равноапостольского князя Владимира.

Домой Проекты Об архитектуре храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира в городе Сочи

ПРОЕКТЫ

Об архитектуре храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира в городе Сочи

От Наталья Захарова - 13.11.2009 4277 1

Д.СОКОЛОВ,

главный архитектор проекта.

Храм Святого равноапостольного князя Владимира имеет для города Сочи глубоко мистическое, символическое значение. Так же, как собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве построен в честь покорения инославных земель царем Иоанном Грозным, так и наш храм является форпостом православия на окраинных русских землях. Поэтому образный строй собора Василия Блаженного является отправной точкой для храма равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Пышное многоцветие, обилие декоративных деталей и украшений, сложнейшая объемно-пространственная структура – все это возводит прихожанина и видящих храм людей действительно в выси горнего мира. Правда, композиционное построение храма князя Владимира немного проще – это тип приходского храма «кораблем», когда с запада на восток друг за другом следуют объемы колокольни, трапезной, самого храма и алтаря. Так что храм Святого равноапостольного князя Владимира является типичным городским православным храмом.

На образное решение храма Святого равноапостольного князя Владимира повлияло всё: и градостроительная ситуация, и вместимость, и посвящение храма Крестителю Руси, и окружающая застройка, и природа, и архитектура города Сочи, и море – это переплавилось в огненном тигле Творца и руками строителей и архитекторов воплотилось в натуре. В первую очередь, конечно, посвящение храма равноапостольному князю Владимиру – Крестителю Руси, по сути дела – царю, вызвало общий репрезентативный, мажорный, радостный колорит и характер храма, отразилось на шлемовидной – византийской форме главы храма, подало идею размещения восьми 4-метровых керамических фигур апостолов на главном барабане храма, потребовало большое количество декоративных украшений – риз, в которые оправлено тело – икона храма. Появление кокошников – арочных венчающих элементов на главе-короне храма, в основании яруса колокольного звона и барабана, а также на алтарных апсидах – тоже признак пламенного, молитвенного горения, подъема воздуха к горним, небесным силам, о чем непосредственно свидетельствует изображение серафимов на венчающих арках фасада и символы райских небесных птиц над опоясывающим храм многоцветным изразцовым карнизом.

Не только декор обуславливает «царскую» архитектуру храма, но и его объемно-пространственное построение. В первую очередь это двусветный бесстолпный, с просторным световым барабаном центральный объем – «четверик» храма, перекрытый уникальной системой перекрещивающихся арок, так что таинство крещения здесь присутствует даже в конструктивном решении храма. Расположение остальных частей храма – трапезной, колокольни, алтаря – «кораблем», или «покоем», также указывает на величественную простоту и степенность сооружения. Несуетное «перетекание» объемов начиная с маленькой западной паперти в притвор колокольни, освещенной с двух сторон шестью арочными окнами через затемненное пространство трапезной к кажущемуся огромным и светлым объему самого храма с парящими в высоте подпружными арками, несущими на себе восьмиоконный световой барабан, как нельзя лучше настраивает прихожан на молитвенное состояние. Вера без дел мертва есть. И приход человека в храм – первое из этих дел. Таким образом пространство храма способствует укреплению нашей еще младенческой веры, а его декор – украшение, подчеркивает неземной характер дома Божия, каким является храм, и напоминает нам о рае, ждущем православных христиан в вечной жизни.

Решение колокольни-звонницы также является типичным для русской храмовой архитектуры. Четыре круглых столпа ее держат не только подколокольные балки, но и луковичную главку на пьедестале из двух пересекающихся сводов, напоминающих своего рода часовню.

Прием применения лоджий является первым в практике современного храмоздательства и вызван природными и климатическими особенностями города Сочи, а также «царским» посвящением храма. На место нахождения храма в близости моря указывают как круглые окна-иллюминаторы колокольни, так и сам тип храма – «кораблем», а также круглые пилястры – колонны – мачты четверика и звонницы. Как маяками каждый вход в храм выделен и подчеркнут луковичной позолоченной главкой на цилиндрическом барабане. Таким же маяком обозначена и центральная апсида алтаря храма.

Уникальность фасадной архитектуры храма, включая мозаичные иконы, изразцы и декоративную отделку наружных стен, должна быть перенесена и в интерьеры еще строящегося храма, иначе нашу младенческую веру ждет обман и разочарование.