Путешествие в мир русского модерна: мебель, витражи и фарфор на выставке в Петропавловской крепости

Читатели справедливо заметили, что я часто рассказываю о музеях фарфора и хрусталя, но обхожу стороной тему мебели, которая мне так близка. Признаюсь, это не случайно — создать полный обзор русской мебели было бы титаническим трудом, который, кажется, под силу лишь единицам.

Раньше в Москве существовал частный музей мебели, но сегодня он не работает. Найти в одном месте образцы всех стилей, особенно создававшиеся именно в России, — задача не из простых. К сожалению, мебельное ремесло в нашей стране сформировалось довольно поздно, часто заимствуя западные идеи, а многие уникальные предметы были безвозвратно утеряны в бурном XX веке.

Мебельный гарнитур из красного дерева с бронзой, золочением и шелковой обивкой, 1900-е гг.

Поэтому, узнав о постоянной экспозиции «Предметный мир модерна» в Петропавловской крепости, где представлена мебель начала XX века, я не смогла упустить шанс и отправилась туда, чтобы вдоволь насладиться этой красотой.

Мебельный гарнитур из клена, 1900-е, предположительно фабрика «Ф. Мельцер и К» (Петербург).

Атмосфера и философия стиля

Музей небольшой, камерный, с приглушенным светом, что создает особую, почти домашнюю атмосферу. Здесь не бывает толп, что позволяет неспешно рассмотреть каждый экспонат.

Стиль модерн, известный также как ар-нуво, югендстиль или либерти, зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал до Первой мировой войны. Это был сложный, многогранный стиль, рожденный в противовес механизации и устаревшим художественным канонам. Он сочетал в себе практичность и изящество, плавные природные линии и строгую геометрию, стремясь сделать красивым каждый предмет повседневного быта.

Скульптура «Ирис», гипс, 1900-е, неизвестное производство.

Волшебство стекла: витражи эпохи

Невозможно представить питерский модерн без витражей с растительными мотивами, которые украшали парадные лестницы особняков и доходных домов. В начале XX века в Петербурге работало множество мастерских, крупнейшими из которых были «Франк и К», Северное стекольное общество и Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество.

Витраж создавался по принципу мозаики: цветные стекла, вырезанные по лекалам, собирались в свинцовую оплетку и спаивались.

В музее также можно увидеть эскизы и рисунки интерьеров той эпохи, которые помогают понять, как задумывались эти пространства.

Герои экспозиции: мебель русского модерна

Но, конечно, главное сокровище выставки — это мебель. Пришедшая на смену массивным эклектичным формам, мебель эпохи модерна была легкой, изящной, украшенной растительным орнаментом. Для ее создания использовались светлые породы дерева. Именно тогда в моду вошли гарнитуры — комплекты, выполненные в едином стиле. Важной практической деталью было то, что мебель часто делали разборной, чтобы ее можно было без труда занести по узким лестницам доходных домов.

Комплект из груши с фанеровкой и резьбой фабрики «Ф. Мельцер и К». В декоре спинок использован орнамент с гарнитура «Клематис» известного французского дизайнера Луи Мажореля.

Мебельный гарнитур начала XX века из дуба с обивкой из бархата и сукна с аппликацией, производство неизвестно.

Одним из пионеров массового производства мебели в стиле модерн в России стала фирма «Мельцер», совладельцем которой был архитектор Роман Мельцер — ключевая фигура петербургского модерна. По его проектам оформлялись интерьеры императорских дворцов, включая Александровский дворец в Царском Селе.

На потолке — люстра начала ХХ века из латуни, производство неизвестно.

На столике — каминные часы «Дружба побеждает время», изготовленные в начале XX века на австрийской фабрике фарфора и майолики Гольдшайдера. Ваза в виде бутона правее — Императорский Фарфоровый и стеклянный завод, начало XX века.

Обратите внимание: Прихожая в стиле модерн — 150 фото интерьеров.

В моду вошли изящные столики и этажерки, на которых размещали милые безделушки: фотографии в затейливых рамах, скульптуры, вазы.

Гарнитур — предположительно «Ф.Мельцер и К», сосна, фанеровка дубовым шпоном под красное дерево. Рама — «Ф.Мельцер и К», ольха, орех, клен.

Клетка для птиц — начало XX века, латунь, дерево, фарфор, производитель неизвестен.

Знаковые предметы и влияния

Отдельного внимания заслуживает стул №511 из гнутого бука знаменитой фабрики братьев Тонет. Модель была создана австрийским архитектором Йозефом Хоффманом, одним из основателей австрийского модерна.

Стул Тонет N511.

А эти вазы в форме «берцовой кости» (или «берц»), напоминающие Эйфелеву башню, наверняка узнают многие. Они выпускались в России с начала XX века вплоть до 1950-х годов и стали одним из самых популярных и узнаваемых символов стиля.

Искусство стекла и фарфора

В стеклоделии русские мастера также следовали за европейскими новаторами. Основоположником модерна в этой области стал француз Эмиль Галле, основатель школы Нанси. Его визитной карточкой были предметы из многослойного цветного стекла с травлением и резьбой.

Ваза «Раки» — Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1903 год; ваза с сельским пейзажем (правая) — «Братья Мюллер и К», Франция, Люневиль, после 1910 года; ваза на заднем плане — Гусевский хрустальный завод, 1914-1917 годы.

Позже эту технику переняли крупнейшие хрустальные заводы России — Гусевский и Дятьковский.

Ваза на заднем плане и правая с ежевикой — Мануфактура «Братья Дом», Франция, Нанси; ваза на заднем плане левее — Мануфактура Эмиля Галле, между 1909 и 1914 годом; маленькая ваза слева — хрустальный завод «Легра и К», Сен-Дени, Франция, 1900-1914 гг.

Фарфор и фаянс эпохи модерна достигли невероятной изысканности, воплощая идею «красивой жизни в красивом доме». Рисунки стали более элегантными и лаконичными, без лишней вычурности.

Столовый сервиз «Маки», завод Тов. М.С.Кузнецова, фаянс.

Взгляните на этот рисунок ирисов на сервизе завода братьев Корниловых! Завод играл значительную роль в развитии стиля, выпуская в том числе и доступные массовые изделия, используя вместо ручной росписи деколь (переводные картинки).

Столовый сервиз «Ирисы», фарфор, рельеф, подглазурная кобальтовая роспись с надглазурной подрисовкой, Завод братьев Корниловых, период с 1894 по 1917 годы.

Правее — молочник «Виллерой и Бох», левее молочник неизвестного производства из Германии.

Сливочник Тов. Кузнецова со стилизованными одуванчиками, фарфор, деколь.

Заимствования были обычным делом: фабрики товарищества Кузнецова, лидеры по тиражному производству посуды, нередко покупали деколи у известных европейских производителей, таких как «Виллерой и Бох».

Кувшин и таз для умывания, Тов. Кузнецова, фаянс, подглазурная роспись, начало ХХ века.

Миска «Раки», Виллерой и Бох, 1909-1914 гг; на первом плане поднос из фарфора и металла, фабрика Макса Данхома, Нюрнберг, 1895 г.

Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках освоил технику бисквитного фарфора («яшмовой массы»), изобретенную английской фабрикой Веджвуд, и начал выпускать изделия с тонкими рельефами, например, в виде женских силуэтов.

Завершающий аккорд: светильники

В завершение экскурсии — немного «света» в стиле модерн. Авторство большинства этих светильников не установлено, но их стилистика не оставляет сомнений.

Люстра, производство Россия, начало ХХ века, латунь, стекло.

Канделябр, шпиатр, литье, Франция.

Надеюсь, вам понравилась эта виртуальная экскурсия в изящный мир русского модерна!

#yul-питер #муз-yul #питер #модерн #фарфор #мебель #достопримечательностиспб #музеипетербурга #дизайн #антиквариат

Больше интересных статей здесь: Мебель.

Источник статьи: Модерн, ещё модерн: на что можно полюбоваться на выставке "Предметный мир модерна" в Петропавловской крепости.