Самодельный квадроцикл 4х4: технические характеристики
Перед вами уникальный проект — полноприводной квадроцикл, созданный для покорения самого сложного бездорожья. Это не серийная модель, а результат инженерной мысли и кропотливого труда энтузиаста. Конструкция представляет собой настоящий конструктор из узлов и агрегатов от различной техники: от отечественной Оки и Нивы до японского Mitsubishi.
Основные параметры аппарата:
Ширина: 1550 мм
Колесная база: 1600 мм
Высота: 1300 мм по рулю, 900 мм по седлу
Дорожный просвет (клиренс): 430 мм
Масса: около 400 кг
Двигатель: от автомобиля ОКА
Редукторы на осях: Mitsubishi Pajero
Ступицы и поворотные кулаки: от ВАЗ Нива
Приводы: комбинация от Нивы и ВАЗ-2108
Подвеска: независимая на двойных А-образных рычагах спереди и сзади
Упругие элементы: спереди — торсионы, сзади — пружины
Гидроусилитель руля: переделанный от Subaru
Дифференциалы: межосевой и задний межколесный заблокированы
Важно отметить, что проект постоянно развивается и дорабатывается, поэтому характеристики могут меняться.
Хроника сборки и испытаний
Февраль 2009: Начало активной фазы строительства. Автор совмещает работу над квадроциклом с основной работой, посвящая вечера по 3-4 часа. Возникают первые трудности: поиск подходящей трубы (Ф32х4) для сайлентблоков и ожидание токарных работ. Первые фотографии демонстрируют вид спереди и собранный рычаг подвески.

Вид спереди на раннем этапе сборки.




Апрель-Май 2009: Эксперименты с подвеской. Изначально установленные ураловские пружины оказались слишком мягкими. Решение найдено в создании торсионной подвески спереди на основе штанг стабилизатора от «классики» ВАЗ. Подвески спереди и сзади максимально унифицированы и даже на задней используются поворотные кулаки от Нивы. Квадроцикл обретает колеса, завершается трансмиссия, делается гидропривод сцепления вместо тросика.



Июль-Август 2009: Первые тестовые заезды. Аппарат демонстрирует отличную тягу («прет как танк»). Выявлены первые слабые места: тормоза и блокировка дифференциалов. Начинается работа над кузовом из стеклопластика. Появляются сравнения с Yamaha Rhino: при схожих габаритах самодельный квадроцикл легче и имеет больший клиренс.



Октябрь-Ноябрь 2009: Этап покраски и новые испытания. Установлена «злая» внедорожная резина, потребовавшая расшивки дисков. Тест-драйв подтверждает выдающуюся проходимость — квадроцикл проходит там, где застревает УАЗ на 35-дюймовых колесах. Однако выходит из строя шток гидроцилиндра ГУР от Волги. Максимальная скорость на лесной дороге достигает 35 км/ч.






Ноябрь-Декабрь 2009: Устранение недостатков. Гидроцилиндр ГУР заменен на более надежный, от праворукой Subaru. Новые испытания выявляют слабое место — задние приводные валы от Нивы не выдерживают нагрузок и ломаются. Принимается решение о замене тяжелых колес (40 кг каждое) на более легкую резину от квадрика (28x12R14), что значительно улучшает динамику.





Январь-Июнь 2010: Финальные доработки и зимние тесты. Квадроцикл уверенно преодолевает снег глубиной 30 см. Проводится модернизация задней подвески: устанавливаются регулируемые стойки на базе пружин и амортизаторов от ВАЗ-2108. На асфальте аппарат развивает скорость около 60 км/ч. Видео с испытаний в апреле демонстрирует его возможности в болотистой местности.




Итог
Этот проект — яркий пример того, как энтузиазм, инженерная смекалка и умение работать руками позволяют создать уникальную внедорожную технику. Квадроцикл прошел путь от чертежей и поиска запчастей до полноценных испытаний в грязи, снегу и болотах. Каждая поломка в процессе тестов становилась поводом для улучшения конструкции, делая аппарат более надежным и совершенным. История его создания — это летопись настоящего технического творчества.