Технология покраски под камень: пошаговые инструкции для разных видов мрамора и гранита

Имитация каменной поверхности с помощью покраски – это популярный и доступный способ декорирования интерьеров. Хотя часто этот метод сочетают с нанесением декоративной штукатурки, существуют и более простые решения с использованием специальных составов. Освоив эту технику, вы сможете своими руками преобразить стены в доме или квартире, добившись эффекта дорогой каменной отделки при минимальных затратах. Процесс не требует многолетнего опыта, но открывает широкий простор для творчества. Давайте разберем ключевые принципы и техники, которые помогут вам достичь отличного результата.

Основы технологии имитации камня

Чтобы добиться правдоподобного эффекта, важно понимать структуру натурального камня. Возьмем, к примеру, гранит. Эта горная порода состоит из кристаллов полевого шпата, кварца и слюды, которые видны невооруженным глазом. Его цветовая палитра включает различные оттенки коричневого, серого и желтого. Успех покраски под гранит зависит от умения гармонично сочетать эти цвета.

Технология начинается с подготовки поверхности (дерева или оштукатуренной стены). Ее грунтуют в преобладающий цвет будущего "камня". После высыхания базового слоя наносят короткие мазки или точки красками других оттенков, имитируя кристаллическую структуру. Этот этап повторяют несколько раз, давая каждому слою полностью просохнуть. Интересный эффект мелких брызг можно создать, ударяя ручкой кисти о палец или деревянный брусок.

Порфир. Имитация этой породы считается относительно простой. После грунтовки краску набрызгивают кистью, ударяя ее ручкой о палец, чтобы получить ровные круглые точки. Для более сложной и натуралистичной текстуры с пятнами лучше использовать специальное приспособление – кропило, хотя это и займет больше времени.

Мрамор. Это один из самых эффектных и популярных вариантов. Поверхность окрашивают основным цветом, и сразу же, пока краска не высохла, наносят прожилки и пятна более темного или светлого оттенка. Чтобы смягчить резкие границы и добиться плавных переходов, свежий рисунок аккуратно растушевывают мягкой кистью (флейцем).

Работа с масляными красками для имитации мрамора обычно состоит из трех последовательных этапов, между которыми необходимо делать перерывы на полное высыхание:

  • Создание базового наброска рисунка с помощью кропила.
  • Прорисовка отдельных "камней" и вкраплений.
  • Детальная проработка прожилок и узоров.

Каждый этап выполняется кистями разного размера, в зависимости от задуманного рисунка. Для придания глубины и натуральности некоторые виды мрамора (особенно белый с прожилками) после высыхания покрывают тонким слоем сильно разбавленной скипидаром краски – этот прием называется лазировкой.

Имитация восточного мрамора

Создание эффекта восточного мрамора – процесс кропотливый, но результат впечатляет. Поверхность грунтуют черной масляной краской и тщательно шлифуют. Для прожилок используют сильно разбавленные скипидаром белила, нанося их тонкими, почти прозрачными линиями в одних местах и более густо – в других.

Пока белая краска еще влажная, к ней прикасаются кусочком замши, создавая характерные узоры, похожие на окаменелости. Далее, с помощью пробки с зарубками, которую вращают пальцами по поверхности, формируют круговые линии, выглядящие естественнее, чем нарисованные кистью. Для создания тонких, неправильных прожилок можно использовать обрезанное перо, которым проводят по влажной краске, частично снимая ее с черного грунта.

После полного высыхания этого слоя приступают к лазировке водяными красками: одни участки тонируют красной сиеной, другие – берлинской лазурью, оставляя часть поверхности черно-белой. На просушенную лазировку тончайшие прожилки наносят пером, смоченным в меле, растертом на молоке, или кистью из верблюжьей шерсти. Финальный этап – покрытие лаком, предварительно тонированным смесью красной сиены и берлинской лазури для придания легкого зеленоватого оттенка.

Особый шир – черный мрамор с золотыми прожилками, часто используемый для отделки каминов. Основу грунтуют составом на основе костяной черни и японской сажи. Золотые прожилки создают смесью белой и желтой охры с добавкой киновари. Важно, чтобы тончайшие белые "нити" на темном фоне были логично связаны с основными прожилками и следовали общему направлению рисунка. Для временных работ можно использовать водяные краски с последующим покрытием лаком.

Ниже представлены примеры качественной внутренней отделки, имитирующей восточный мрамор:

Техника работы с сизым мрамором

Для имитации сизого мрамора в качестве грунта используют свинцово-серый цвет. Новые поверхности грунтуют дважды, каждый раз шлифуя после высыхания. Жилки наносят той же свинцовой краской, разбавленной скипидаром с добавкой сиккатива для ускорения сушки.

Далее, с помощью кропила или кисти создают мелкие пятна и "окаменелости". Работу ведут небольшими участками, чтобы успеть смешать краски до их высыхания. После просушки рисуют широкие разбавленные прожилки, а затем тонкой кистью из верблюжьей шерсти наносят сетку тонких линий, перекрещивающихся в разных направлениях. Светлым грунтом с добавкой белил и пера прорисовывают короткие штрихи вдоль основных жил. Финальные штрихи – нежные перекрещивающиеся линии тонкой кисточкой. После шлифовки поверхность покрывают лаком.

Существует и более простой способ для больших поверхностей вроде колонн: после грунтовки светлой свинцовой краской наносят широкие неправильные жилки белого и черного цвета, а затем всю поверхность шлифуют, добиваясь плавных светотеневых переходов.

Имитация натурального камня с белыми прожилками

Грунт для такого мрамора делают чисто белым. Мраморную краску (густые белила, разведенные скипидарным маслом) наносят тонким слоем на небольшой участок. С помощью гребенки и краски, подкрашенной лазурью и копотью, формируют широкие неясные прожилки. Затем верблюжьей кистью добавляют тонкие угловатые линии, а широкие прожилки слегка затемняют.

Следующий этап – создание сети тонких линий, которые сходятся и расходятся от центральных точек. Для контраста можно добавить несколько темных прожилок в противоположном направлении. Завершает работу покрытие лаком.

Сиенский мрамор требует грунтовки минеральной желчью. После ее высыхания создают прозрачные желтые и белые оттенки, которые растушевывают барсучьей кистью. Широкие жилы проводят смесью красной венецианской краски и берлинской лазури, а поверх них – более темные жилы пером, формируя тонкую сеть. В завершение самые нежные прожилки прорисовывают смесью лазури с лаком, а для глубины добавляют пятна жженой сиены.

Итальянский мрамор, оттенка светлой кожи, идеален для колонн. На грунт наносят пятна желтой краски (смесь белил, охры и киновари), промежутки между ними заполняют жженой сиеной, а края растушевывают. Затем добавляют тонкие белые, а следом – нежные сиеновые прожилки. После высыхания поверхность покрывают масляным лаком.

Яшмовый, красный и другие виды мрамора

Красный мрамор: грунт белого цвета подкрашивают лаком или киноварью. Поверхность покрывают темно-красными брызгами, а промежутки заполняют смесью коричневой и белой красок. После высыхания, по еще не высохшему лаку, проводят сеть тонких перекрещивающихся белых прожилок.

Яшмовый мрамор: грунт – слегка подсиненная белая краска. На нее наносят красные или розовые пятна, а оставшиеся белые участки покрывают коричневыми оттенками и прожилками. В центре некоторых красных пятен можно оставить белые вкрапления.

Голубой мрамор с золотыми жилками: на светло-голубой грунт наносят пятно из смеси ультрамарина, белил и темно-синей краски, растушевывая края. Добавляют белые прожилки, некоторые участки тонируют золотисто-желтой краской, проводят тонкие белые линии и покрывают лаком.

Имитация камня клеевыми красками

Этот способ часто используют для стен, коридоров и галерей. Подготовка включает очистку и двукратное покрытие известковым молоком. Краски (мел, индиго, копоть, венецианская красная) растирают на молоке для клейкости.

Поверхность размечают на прямоугольники, имитирующие плиты мрамора. Их поочередно покрывают известковым молоком и сразу декорируют, чтобы не дать высохнуть. Техника аналогична работе с масляными красками: нанесение широких и тонких прожилок, пятен, создание сетки линий. Направление прожилок в каждом "квадрате" должно отличаться. Контуры прямоугольников обводят смесью копоти и клея.

Итальянский мрамор клеевыми красками: стены предварительно покрывают клеем. Краски на основе индийской красной, мела, французской желтой и венецианской красной смешивают с пивом, а затем с молоком или клеем. Техника нанесения пятен и прожилок аналогична масляной, но работать нужно быстрее.

Античный мрамор: поверхность грунтуют темной свинцовой краской и полируют. Черной краской создают узор с промежутками, которые затем заполняют свинцовыми белилами, наклоняя предмет для растекания. Дополняют тонкими прожилками, "раковинами", лазировкой сиеной и лазурью. Финальный штрих – покрытие зеленоватым лаком (смесь сиены, лазури и копалового лака).

Яшмовый мрамор клеевыми красками: грунт готовят как для красного дерева. На еще влажную основу набрызгивают краску, создавая белые, голубые или желтые пятна, которые растушевывают. После подсыхания можно добавить широкие прожилки.

Имитация гранита и порфира

Порфир. Поверхность грунтуют в пурпурный, коричневый или розово-красный цвет. После высыхания кистью, ударяя ее о железо, набрызгивают сначала киноварь, затем белила разной степени густоты. Добавляют белые прожилки и покрывают лаком. Аналогично можно работать клеевыми красками на основе яичного белка и пива.

Гранит. Существует несколько способов имитации:

  • Грунт светлого свинцового цвета, поверх которого набрызгивают черную и светло-красную краску, а промежутки окрашивают белой.
  • Зеленый грунт с набрызгом краски под цвет дуба или красного дерева.
  • Черный грунт, по полувысохшей поверхности которого набрызгивают киноварь, темно-желтую и белую краски.

Эффектные приемы:

  • Черный мрамор с золотыми прожилками для столешниц: под места будущих прожилок подкладывают золотую и серебряную фольгу, затем все покрывают черной краской. После схватывания шилом процарапывают прожилки, обнажая металл.
  • Песчаник: загрунтованную поверхность посыпают мелким белым песком, который затем теряет блеск, создавая шероховатую текстуру.

Как видите, покраска под камень – это целое искусство, открывающее безграничные возможности для дизайна. Освоив базовые приемы, вы сможете создавать уникальные интерьеры, наполненные благородством и стилем натурального камня.


Эта однокомнатная квартира площадью 38 квадратных метров представляет собой прекрасный пример того, как можно совместить скандинавский миним...
Вызовы дизайна маленькой ванной комнатыВ современных квартирах ванным комнатам часто отводится очень ограниченное пространство. Создание удо...
Пайка алюминиевых проводов — задача, которая часто вызывает сложности из-за особенностей этого металла. Главная проблема заключается в быстр...
В этой статье мы подробно разберем, какие весенние подкормки действительно нужны крыжовнику, чтобы он порадовал вас обильным урожаем крупных...
Для повышения продуктивности кур-несушек, улучшения качества яиц и здоровья птицы современные фермеры активно используют специальные добавки...
Дерево — это красивый и натуральный материал, который широко используется в строительстве домов, изготовлении мебели и отделке. Однако без с...
Волшебный мир бисероплетенияБисер — это удивительный материал, открывающий безграничные возможности для творчества. С его помощью можно созд...