Венецианская штукатурка способна украшать, добавлять шик любому интерьеру. Ее применяют для отделки даже комнат с высокой влажностью. Влага не вредит покрытию, благодаря верхнему слою из воска. При ремонте гостиной, столовой штукатурка применяется для стен, потолка. Такой метод привлекает внимание к дизайну, уникальности помещения. Покрытие подчеркивает роскошность классического интерьера. Но может также органично вписываться в барокко, ампир, рококо.
Содержание статьи
- Состав, свойства материала
- Технология
- Подготовка
- Перемешивание и колеровка
- Правила нанесения
- База
- Второй и остальные
- Финиш
- Железнение
- Воск
- Несколько методик нанесения
- Способ отделки в два тона
- Техника «мрамор»
- Заключение
Состав, свойства материала
Когда стена отделана этой штукатуркой, то по виду похожа на мрамор, на ней отсутствуют швы. Материал придумали много столетий назад в Риме. Когда кто-то решил соединить гашеную известь с пылью из мрамора – получился раствор с эластичной консистенцией, на стенах он походил на натуральный камень. Для четкости рисунка в смесь добавляются натуральные красители.
Частый компонент окрашивания – это глина. Стены получаются с рыжеватым оттенком, иногда нежно-розовыми – это зависит от окраса глины. Это придавало штукатурке максимальную схожесть с мраморной поверхностью. Для долговечности поверхность со штукатуркой покрывали воском, он тщательно полировался.
Только через несколько столетий в период Возрождения венецианская штукатурка появилась в Венеции. Там ее начали применять вместо мрамора. Техника нанесения несложная – но работать со штукатуркой намного проще, чем подгонять и шлифовать мрамор. Это сделало отделку максимально востребованной – ей декорировали стены, потолки дворцов. Выглядело это красиво, долго сохраняло первоначальный вид, штукатурка практически не реагировала на перепады влажности, температурного режима. Это сделало отделку еще более востребованной и популярной.
Популярность декоративной штукатурки также возросла, потому что пыль из мрамора произвести в разы легче, стоит она намного дешевле. Другие ингредиенты совсем легко добыть.
Указанный состав – мраморная пыль, погашенная известь, красители – актуален до настоящего времени. Есть и более современные смеси – в них добавки сока из каучуковых деревьев, измельченный гранит. Конкретные компоненты соответствуют марке. Но название не изменяется, ведь главным является мраморная пыль.
Технология
Технология правильной работы со штукатуркой, ее нанесения простая:
- выбрать инструменты;
- зашпаклевать стену;
- грунтовать;
- покрыть подготовленной смесью;
- зашлифовать с воском.
Подготовка
Работы по нанесению штукатурки для внутренней отделки стен своими руками начинают с подготовки основания. Если на стене имеется отделка – обои, краска, то ее удаляют. Затем стены отчищаются от любых следов ремонта – пятен, пыли.
После завершения снятия предыдущих отделочных материалов, очищения стены начинают исправлять крупнее недостатки поверхности. Трещины, выбоины замазываются цементным раствором, выступы отшлифовываются болгаркой, шероховатости затираются наждачкой. В итоге получается относительно выровненная поверхность без видимых недостатков, которая пригодна для последующей работы.
Теперь на стену наносится грунтовочный состав, стартовая, финишная шпаклевка. Важно понимать, что после шлифовки основания перед нанесением шпаклевки должна получиться ровная стена, иначе в конце работы будут слишком видны недочеты.
Подготовка завершается нанесением нескольких слоев грунтовки. Подходящий оттенок – нейтрально-белый или подобранный под цвет будущей финишной отделки.
Перемешивание и колеровка
Прежде чем приступить к работе по оштукатуриванию, нужно правильно малярным скотчем оклеить верхнюю часть стены. Для сохранения штукатурки скотч нужно отклеить сразу после отделки, не надо ждать высыхания. Иначе высока вероятность появления некрасивых сколов, растрескивания. Если шпаклевка не имеет тонировки, можно добавлять нужное количество красителя.
При выборе цвета учитывается, что в замкнутом пространстве оттенок будет ярче, темнее по сравнению с каталогом. В жилом помещении не рекомендуется делать чересчур кричащие цвета, больше подходят пастельные тона. Штукатурка и колер должны быть одинаковой фирмы, в противном случае они могут оказаться несовместимыми по характеристикам, увеличивая расход.
Правила нанесения
Несение только последовательное, с соблюдением слоев и технологий.
База
Чтобы нанести на основание укрывающий слой базы требуется шпатель. На него набирается штукатурка – потом переносится на край кельмы.
Прижимая кельму к верхнему углу слева – нанести раствор мазками в разные направления. Они перпендикулярны друг другу. Взаимодействовать лучше с сухой поверхности на влажную – на область, где есть штукатурка, иначе формируются полоски от инструмента.
Важно внимательно отслеживать, чтобы толщина слоя не оказалась больше 1,5 мм, чтобы слой получился максимально ровным. По мере подсыхания углом шпателя требуется поверхность отполировать. В результате полировки появляются прожилки, свойственные натуральному мрамору.
Когда во время покрывания появляются просветы – это не страшно. Цель – создание эффекта наплывов, которые будут формироваться по мере увеличения числа слоев.
Главное условие – применение чистых инструментов, потому что минимальные вкрапления песчинок оставят полосы. Когда работа окончена, инструменты тщательно промываются водой. Периодически во время работы их протирают влажной тряпочкой, чтобы не допустить просыхания частичек, оставляющих ненужные черты на поверхности.
На упаковке указывается время высыхания 6-12 часов. Лучше перестраховаться, оставив слой в покое в течение суток. Затем недостатки поправляются шпателем.
Второй и остальные
По общему принципу наносятся и другие слои. Для второго нужна краска светлого тона. Ее набирают на кельму – начинают работать с верхнего угла справа, продвигаясь в нижний слева. Движения поверхностные, хаотичные.
Еще увлажненная поверхность полируется шпателем, мазки в разных направлениях перекрещиваются, пока не появится рисунок, глянец. Сначала удобнее работать на квадратах 50 см2, затем брать еще по столько же. Так разбивается вся площадь стен по квадратам.
Финиш
Заключительный слой наносится тонким шпателем из металла. Эта техника именуется «на сдир», сам слой получится практически прозрачным. На стене в итоге тончайший слой штукатурки. Нужно постараться, чтобы поверхность сохранилась максимально ровной. Минимальные неровности убирают в процессе затирки, важно очень стараться.
Железнение
Последний самый тонкий слой не досушивается. Спустя 20-50 минут нужно приступить к процессу железнения поверхности. Некоторые растворы следует накладывать небольшими участками. Другие производители допускают выдерживание большого временного отрезка. Важно внимательно изучать информацию на упаковке со смесью.
Железнение – процесс затирки с помощью сухой чистой поверхности из металла. Для этого понадобится кельма – чистая, без сдиров, царапин и других дефектов. Ей по кругу сглаживается вся поверхность. Это помогает проявить рисунок, блеск, по мере работы покрытие приобретает глубину, выделяются слои, характерные для натурального камня.
При работе требуется внимательно отслеживать, чтобы не появились сдиры, царапины. Можно добиться этого, только если на кельме не будет крупинок, песчинок. Стену гладят только плоскостью инструмента, не задействуя его края. За раз обрабатывается выбранная область, пока не проявится рисунок, затем можно переходить к следующей части, уделяя должное внимание стыкам.
Железнение становится заключительным этапом, так можно оставить потолок, стены в жилых комнатах. Но для кухни, коридора, ванной обязателен следующий слой – восковой.
Воск
После отделки через неделю можно приступить к покрытию воском. Он добавит качество влагостойкости, усилит блеск. Воск бывает прозрачным, окрашенным, перламутровым, серебряным, с золотистой пылью. Сейчас популярнее синтетический воск. По своим свойствам он превосходит натуральный пчелиный. На поверхность его наносят специальной ворсистой перчаткой, потом полируют шлифовальной машинкой с насадкой.
Несколько методик нанесения
Для начала следует разобраться с базовой техникой – ее именуют классической, требуется присутствие смеси одного оттенка.
Этапы отделки следующие:
- При помощи колера подготавливается определенный объем штукатурки выбранного оттенка. Уточняется место, куда ее планируется нанести. Нужно учесть, что покрытие быстро начинает сохнуть, а значит, работают небольшими квадратами. Разные места чуть находят друг на друга.
Если штукатурку наносят двое работников, то им следует меняться местами – так как у каждого разная манера, а вид должен быть примерно одинаковым.
- Первый слой наносится шпателем закругленными движениями. Он помогает замаскировать небольшие дефекты, слегка выровнять, станет связью для остальных слоев. Наносить требуется немного материала, тонким слоем, проплешины на первом слое допускаются.
- Подождать примерно 1 час, когда просохнет предыдущий слой.
- Кельмой начать нанесение второго. Второй также тонкий, на нем уже формируются прожилки, другие элементы под мрамор, которые впоследствии превратятся в рисунок – имитацию натурального камня.
- Третий слой – в классической технологии его именуют протиркой. Для этого требуется японский шпатель, его нужно прижимать с большим усилием. Такой инструмент распределяет тонкий слой состава, одновременно убирает лишний материал. Уже становится заметным специфический узор
- Не ожидая высыхания, но и не сразу же после наложения слой шлифуется абразивной губкой, можно мелкой наждачкой. С этого участка стряхивается вся пыль.
- Когда финиш просох – проводится обработка воском. Немного воска наносят шпателем. Воск сделает отделку слегка темнее, добавит блеск, защитит от влажности, быстрого износа.
- Спустя 20 минут после восковой обработки участок протирается чистой тряпочкой, но сначала его можно повторно прошлифовать японским шпателем, убирая лишний воск.
Способ отделки в два тона
Чуть более трудоемким способом является нанесение в два слоя. Работа проводится со смешиванием одного цвета, но различных тонов – один светлый, другой темный.
Этапы отделки следующие:
- С помощью колеровки готовят немного штукатурки нужного тона, но в разных емкостях – оттенки будут отличаться, как было указано. Выбрать участок примерно на квадратный метр и начать с него наносить.
- Нанести первый слой японским шпателем – движения круговые, нажим средний без слишком интенсивного устранения излишков. Пользоваться смесью светлого оттенка.
- Дождаться застывания.
- Приступить к следующему слою. Он фактурный. Основная часть также делается светлой с вырисовыванием небольших прожилок в высоту и других элементов. Теперь на шпатель наносят чуть-чуть темной штукатурки, оставляя на стене небольшие полосы, пятна. Так формируется узор, напоминающий мрамор.
- Нанесение третьего слоя. Работают шпателем с большим усилием, движениями по кругу. Потом участки полируются.
- Подождать высыхания, обработать грубой губкой, наждачкой.
- Убрать пыль, которая осталась на обработанной области после наждачки, нанести воск. После высыхания воскового слоя протереть все чистой сухой тряпкой. Отделка завершена, при желании штукатурку можно красить.
Применять описанную технику следует с учетом площади стены. Когда она большая – разница между оттенками минимальная, иначе поверхность начнет некрасиво пестрить. Для небольшой области делают разницу в несколько тонов.
Техника «мрамор»
Данная технология предполагает обязательно наличие базы. Ее делают белой или с колером. Мазки обязательно продолговатые, вдоль узора. После небольшой просушки 5-7 минут кельмой проводятся искривленные продолговатые линии.
Венецианку делают из 2-3 оттенков, в отдельной емкости замешивая еще чуть-чуть черного. Разные оттенки на кельме не соединяются, добавляется немного капель черного. При соблюдении направления слоистости неровными мазками рисуют пастой по поверхности. На границах мазков лучше покрасить внахлест, тем самым словно продолжая рисунок. Квадраты высушиваются по 20 минут, полируется до глянцевого блеска.
Заключение
Прозрачное покрытие с видом полированного мрамора очень востребованный вид отделки для разных дизайнерских решений и стилей интерьера. Самостоятельное нанесение – не проблема при соблюдении технологии и инструкций. С учетом выбранной техники создается неповторимый дизайн.