Требование об опровержении
На днях я получил официальное требование от ГУП «Мосгортранс» опубликовать опровержение. Поводом стала моя статья, основанная на личных измерениях качества воздуха в салонах московских автобусов, троллейбусов и трамваев, проведённых в октябре. Используя портативный измеритель, я зафиксировал повышенный уровень углекислого газа (CO2), что указывает на недостаточную вентиляцию и дефицит кислорода для пассажиров.
В ответ на мою публикацию «Мосгортранс» провёл собственные замеры, но, как выяснилось, не внутри транспорта, а на улице.
Я публикую полный текст их письма, чтобы каждый мог самостоятельно оценить аргументацию предприятия.
Ответ на претензии
Во-первых, мой блог не является средством массовой информации, а замеры я проводил как частное лицо, озабоченное тем, чем дышит в общественном транспорте. Во-вторых, требование защитить «честь и достоинство» юридического лица выглядит, мягко говоря, странно.
В письме утверждается, что углекислый газ не токсичен. Это спорное заявление, ведь во всём мире уровень CO2 является ключевым индикатором качества воздуха в помещении. По его концентрации можно косвенно судить о количестве кислорода, который жизненно необходим человеку.
О каком «призыве» идёт речь?
В требовании упоминается некий «призыв». Согласно словарю Ожегова, призыв — это обращение или просьба. Давайте посмотрим на цитату из моей оригинальной статьи, которую они приводят:
«Одна из серьёзных проблем заключается в том, что эти форточки закрыты на замки... на Алиэкспресс можно купить вот такой универсальный ключ всего за 150 рублей. Правда и это не поможет, т.к. вас моментально отругают другие пассажиры т.к. им «дует». Окей, лучше ездить в духоте.»
Где здесь призыв? Это констатация проблемы и ирония над ситуацией.
Разные измерения — разные цели
«Мосгортранс» отчитался о замерах пыли, оксидов азота, серы и углерода. Но почему в этом списке отсутствует углекислый газ, который я и измерял с помощью бытового прибора AirVisual Node? Не потому ли, что его, по их мнению, не нужно контролировать?
Ещё более показательно другое: я измерял воздух внутри салонов, а предприятие провело замеры на улице, а именно на Кутузовском проспекте.
Из их данных следует, что уличный воздух у дороги имеет некоторый уровень загрязнения, хотя и в пределах нормы. Я всегда считал городской воздух достаточно чистым, но если у «Мосгортранса» есть сертифицированные данные, я готов им верить. У меня, в отличие от них, никогда не было оборудования для измерения таких специфических загрязнителей.
Получается парадоксальная логика: «Мосгортранс» якобы заботится о пассажирах, ограничивая приток свежего уличного воздуха в салоны, потому что в нём могут быть фоновые примеси. Но при этом игнорирует главную проблему внутри салона — накопление CO2 от дыхания людей.
Складывается впечатление, что в «Мосгортрансе» считают: проверка автомобильных выхлопов на Кутузовском проспекте каким-то образом опровергает факт высокой концентрации CO2 в салоне, источником которого являются сами пассажиры.
Вот официальные результаты их замеров. Объясните, пожалуйста, какая связь между выхлопами на дороге и углекислым газом, который выдыхают люди в замкнутом пространстве?
Итог измерений и здравый смысл
Итак, что мы имеем? Замеры «Мосгортранса» показывают состояние уличного воздуха. Я не могу это оспорить — у меня нет подобного оборудования. Лично я считаю воздух в Москве достаточно чистым.
А вот качество воздуха внутри салонов — большой вопрос. Каждый пассажир наверняка знаком с ощущением духоты. Однако главный инженер «Мосгортранса» Павел Хмелёв, судя по всему, считает это нормой, а конденсат на окнах — обычным зимним явлением.
Это странно, ведь для метрополитена, например, действуют строгие «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов», которые прямо предписывают контролировать уровень CO2.
Что говорят стандарты?
3. Санитарно-гигиенические требования к пассажирским помещениям метрополитенов
3.1. Требования к пассажирским помещениям
станций метрополитенов
3.1.2. ...содержание двуокиси углерода в летнее время - 0,1%, а в остальные сезоны года - 0,12% по объему.
Более того, в метро регулярно проводят такие замеры, а на новых станциях данные выводятся на табло. Зачем это делать, если CO2, по версии «Мосгортранса», безвреден?
Существуют и другие нормативы. Например, ГОСТ Р 50993-96 для автотранспорта требует, чтобы система вентиляции подавала не менее 30 м³ свежего воздуха в час на человека.
Есть и строгие санитарные правила для железнодорожного транспорта (СП 2.5.2647-10, СП 2.5.1198-03), которые также лимитируют концентрацию CO2 в вагонах (не более 0,1%) и нормируют воздухообмен.
Контроль за CO2 ведётся и в жилых зданиях согласно ГОСТ 30494-2011, где углекислый газ прямо назван определяющим вредным веществом, по которому рассчитывается необходимый воздухообмен.
Все эти государственные стандарты чётко указывают: контроль уровня углекислого газа обязателен. Мои же замеры показали, что в салонах наземного транспорта приток свежего воздуха, скорее всего, недостаточен, что ведёт к накоплению CO2 от дыхания пассажиров и нехватке кислорода. При этом на улице уровень CO2 был в норме, что подтверждает: источник проблемы — внутри салона, а не снаружи.
Важно отметить, что мои измерения шли непрерывно и внутри транспорта, и на улице. Если бы уличный воздух был сильно загрязнён CO2, это отразилось бы на всех показаниях, но этого не произошло.
Финальный вывод
Подведём итоги. ГУП «Мосгортранс» измерил ряд загрязнителей в уличном воздухе на Кутузовском проспекте. Измерений концентрации углекислого газа внутри салонов пассажирского транспорта они не проводили. Однако простой бытовой прибор наглядно показал существенную разницу между уровнем CO2 на улице и в салоне, что также подтверждается субъективным ощущением духоты.
Внимательно изучив письмо господина Хмелёва, в полном соответствии с его логикой, можно «опровергнуть»:
— основы биологии и здравый смысл;
— возможность просто открыть окно для доступа свежего воздуха;
— неозвученную, но подразумеваемую мысль, что воздух у дороги идеально пригоден для дыхания, несмотря на присутствующие в нём (пусть и в пределах ПДК) вредные вещества.
Я очень рад, что «Мосгортранс» так заботится о пассажирах, которые, по их мнению, могут без вреда дышать нетоксичным углекислым газом. У меня нет претензий к системам вентиляции, и я уверен, что все ГОСТы неукоснительно выполняются. Я с удовольствием опубликовал бы данные о количестве воздуха, подаваемого в салоны согласно нормативам, но, к сожалению, господин Хмелёв таких цифр не предоставил. Как не предоставил и результатов замеров воздуха непосредственно в пассажирских салонах.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях!
И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!